Сказания о Максиме Греке

Сказания о Максиме Греке — рассказы о жизни, писательской и просветительской деятельности Максима Грека, иногда с подробностями сомнительной исторической ценности в духе житийного этикета. Интерес ученых к этим памятникам обусловлен не только содержащимися в них сведениями о древнерусском писателе, но и сообщением С. о легендарной библиотеке московских государей XVI в. Сохранилось четыре пространных С. о Максиме Греке, причем датировка и атрибуция трех из них до сих пор остаются спорными.

1. «Сказание о преподобнем Максиме философе, иже бысть инок святыя горы Афонския преславныя обители Ватопедския, иже зде пострада довольна лета за истину» (другой вариант: «Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедския обители») — наиболее популярное С., сохранившееся в большом количестве списков. С. А. Белокуров выделил две редакции С. — пространную и краткую; он считал, что краткая редакция является первоначальной. Напротив, И. Денисов доказывает, что древнейшей редакцией следует признать пространную (А), от которой зависят две другие (В и С, последняя редакция выделена И. Денисовым).

С. А. Белокуров, скептически относившийся к преданию о богатствах библиотеки московских государей, пытался доказать позднее происхождение С.; по его мнению, С. написано в Троице-Сергиевой лавре старцем Иоасафом Сороцким не позднее 1634 г. Основной источник С. ученый видел в сочинениях самого Максима Грека. Атрибуцию С. А. Белокурова следует признать несостоятельной, поскольку наиболее ранний список памятника — Горьковской областной библиотеки им. В. И. Ленина, Р/9 — датируется кон. XVI в. (Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977 С. 262). Противоположную точку зрения высказал А. И. Соболевский, который был убежден в существовании легендарной библиотеки и полагал, что С. написано вскоре после смерти Максима Грека. Датировку А. И. Соболевского поддержал и развил И. Денисов. И. Денисов считает, что С. написал А. М. Курбский до бегства в Литву. В пользу своей гипотезы ученый приводит следующие данные: легенда о судьбе греческих книг, вывезенных из Константинополя, которая содержится в С., пересказывается также в сочинениях А. М. Курбского; отдельные факты биографии Максима Грека, которые сообщаются в С., повторяются в сочинениях А. М. Курбского; идентичность некоторых выражений в С. и сочинениях князя также, по мнению И. Денисова, указывает на одного автора.

На основании этого С. (с дополнениями из С. о Максиме Греке № 2) были составлены статья «Троицкия Сергивы лавры выписано из летописныя книги о Максиме Греке» и эпитафия у гроба писателя (опубликованы в кн. С. А. Белокурова — Приложения. № 3, 8).

2. «Сказание известно о приходе на Русь Максима Грека и како претерпе до скончаниа своего» («Сказание о преведении Псалтири Толковыя з греческаго языка на словеноросийский» — в выдержке из С. в рукописи ГПБ, Солов. собр., № 1046/1155) сохранилось в нескольких списках, из которых, по наблюдениям И. Денисова, наиболее исправные — ГИМ, Музейск. собр., № 3809 и Милютинские минеи четий (под 30 июня).

Большая часть исследователей местом написания С. считает Троице-Сергиеву лавру на основании следующих слов памятника: «Словес Максимовых есть болше ста в трех книгах: книга в десть на Москве во Андроньеве монастыре; а вторая в Сергиеве монастыре в полдесть, а в ней 74 главы; а третьяа на Каменом» (причем выписки из сочинений Максима Грека приводятся по сборнику в 74 главы, т. е. Хлудовскому собранию: Синицына Н. В. Максим Грек в России. С. 234—247). Д. Ф. Кобеко предлагал считать автором С. Феодосия Вятку, бывшего архимандритом Андроникова монастыря, а в 1570—1572 гг. — троицким архимандритом (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 139). Для датировки С. большое значение имеет текстуально близкое к нему краткое сообщение о Максиме Греке, написанное около 1591 г. «Исаием бывшим дияконом, урожением Каменца Подольскаго» (опубликовано в двух редакциях в кн. С. А. Белокурова — Приложение. № 1). Если А. В. Горский и К. И. Невоструев (Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1859. Отд. II, ч. 2. С. 580—581) считали, что краткое сообщение основано на С., то С. А. Белокуров настаивал на обратной зависимости памятников. Основываясь на том же сообщении, И. Денисов считает автором С. Исайю Каменчанина. По его мнению, Исаия написал С. в Троице-Сергиевой лавре между октябрем 1590 и апрелем 1591 г.

Помимо сочинений Максима Грека составитель С. пользовался С. о Максиме Греке № 1 (так считает И. Денисов) и предисловием Силуана к переводу Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея.

3. «О премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя горы, в коя времена бяше зде в Росии великой, и откуду прииде, и како зде скончася, и где положен бысть, и много божественная писания книг переведе; бе бо вельми хитрый в философии изящен» сохранилось в четырех списках, бытовавших в старообрядческой среде: 1) Государственный Эрмитаж, Русский отдел, Э/РБ-30; 2) Государственная библиотека БССР им. В. И. Ленина, (091/4195)к; 3) ГБЛ, собр. Прянишникова, ф. 242, № 136; 4) Научная библиотека Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Отдел рукописной и редкой книги, Р/1238. Большинство ученых сходится на том, что С. было написано в XVII или даже в XVIII в. (И. Денисов). Последняя датировка должна быть отвергнута, так как Эрмитажный список С. относится к посл. четв. XVII в. (л. 1—4, остальная часть рукописи начала XVII в.). По мнению И. Денисова, памятник был написан в Новгороде, поскольку, согласно рассказу С., греческие книги обнаружились не только в Москве, но и в Новгороде.

С. представляет собой компиляцию важнейших частей С. о Максиме Греке № 1 и 2; в нем использованы также предисловие Силуана к Беседам Иоанна Златоуста и, возможно, послание Дмитрия Герасимова Мисюрю Myнехину.

4. Житие Максима Грека, составленное в XVIII в. С. Ф. Моховиковым (в приложенной к этой статье библиографии не учитывается).

Изд.: Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. XXIX—XXXVIII, XVII—XXVIII, XII—XVI (Соболевский А. И. [Рецензия] // ВАИ. СПб., 1900. Вып. 13. С. 269—281 (перепечатано в кн.: Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии // СОРЯС. 1910. Т. 88, № 3. С. 208—223); Кобеко Д. Ф. [Рецензия] // Отчет о сорок втором присуждении наград графа Уварова (Записки имп. Академии наук по историко-филологическому отделению. Т. 6, № 2). СПб., 1902. С. 183—208).

Лит.: Klostermann R. А. 1) Maxim Grek in der Legende // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1934. Bd 53. 3. Folge. 4. S. 171—228; 2) Legende und Wirklichkeit im Lebenswerk von Maxim Grek // Orientalia Christiana Periodica. 1958. Vol. 24. S. 353—370; Denissoff E. I) Maxime le Grec et ses vicissitudes au sein de I’église russe // Revue des études slaves. 1954. T. 31. P. 7—20; 2) Une biographie de Maxime le Grec par Kourbski // Orientalia Christiana Periodica. 1954. Vol. 20. P. 44—84; 3) Une biographie de Maxime le Grec par le métropolite Isaïe Kopinski // Ibid. 1956. Vol. 22. P. 138—171; Шашков А. Т. 1) Поморский кодекс сочинений Максима Грека // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 97—98; 2) Тагильский сборник сочинений Максима Грека: (кодикологические заметки) // Рукописная традиция XVI—XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1983. С. 6—7; Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание / Сост. Н. Н. Зарубин; Подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 15—16, 67—68.

Доп.: Синицына Н. В. Исайя Каменец-Подольский и Максим Грек: (из истории культуры второй половины XVI в.) // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 199—203.

Д. М. Буланин, А. Т. Шашков