Даниил, игумен

Даниил (втор. пол. XI — нач. XII в.) — игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. в начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104—1107 гг.) посетил Палестину, «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» является древнейшим из известных памятников этого жанра.

По косвенным данным можно полагать, что Д. был постриженником Киево-Печерского монастыря, а затем игуменом какого-то монастыря на Черниговской земле. Возможно, он возглавлял небольшую группу русских паломников. Предположение, что Д. выполнял также дипломатические поручения, не имеет достаточных оснований.

По пути из Руси Д. останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр. В самой Палестине он провел 16 месяцев, жил в монастыре св. Саввы под Иерусалимом, побывал в различных районах Иерусалимского королевства — Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Д. подробно описывает маршрут каждой поездки, увиденные им достопримечательности, попутно пересказывая связанные с ними библейские и апокрифические легенды или предания церковной истории. Осведомленность его в священной истории чрезвычайно широка, — возможно, этим он обязан не только своей образованности, но и рассказам опекавшего его монаха, «свята и стара деньми и книжна вельми». Подробные описания «святых мест» превратили «Хождение» Д. в ценнейший источник сведений для последующих паломников.

Д. описывает природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, при этом в топографических описаниях нередко прибегает к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель. Интерес представляет также рассказ Д. о встречах его с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по дорогам, на которых паломников подстерегали засады «сарацин», о богослужении в иерусалимском храме. Д. постоянно ощущает себя посланцем Руси, заботится (в специфической для своего сана и для своего времени форме) о ее благополучии: поминая в монастыре св. Саввы русских князей, бояр и «всех христиан», он, как заметил В. Л. Янин, перечисляет князей в том иерархическом порядке, который был установлен в его время на Руси, тем самым как бы ратуя за устойчивость политического устройства своего государства.

«Житие и хождение» Д. получило широкое распространение в древнерусской письменности; известно более ста списков его начиная с XV в. По мнению Л. Измайловой, в языковом отношении текст «Хождения» лучше всего передан в списке ГИМ, Синод. собр., № 181 (XVI в.). Б. А. Рыбаков высказал предположение, что Д. является также составителем памятника — «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». В этом сочинении Поучение Григория Богослова на богоявление пересказано и дополнено многочисленными вставками о языческих обычаях у славян. Оно является поэтому одним из важнейших источников для исследователей древнерусского язычества. «Слово» известно в четырех списках: ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081 (так называемый Паисиевский сборник, XV в.); ГПБ, Соф. собр., № 1295, кон. XV в., ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 43/1120, XVII в., и в некоторой переработке в списке ГИМ, Чуд. собр., № 270 (изд. текста см.: Тихонравов. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96—105; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2. — В кн.: Зап. Моск. археол. ин-та, т. 18, М., 1913, с. 17—35). В списке Соф. собр. указывается, что составитель «Слова» не смог использовать свой источник полностью: «Досюда беседа си бысть. Досюде могох написати, даже несоша ны (исправляют на: «книгы ты») Цесарюграду, а мы выседше ис корабля идохом в Святую гору». Это указание, что составитель путешествовал, а также косвенные данные, отразившиеся в былине «Данило Игнатьевич», позволили Б. А. Рыбакову допустить, что составитель «Слова» — Д.

Изд.: Сахаров И. Путешествие игумена Даниила по святым местам в начале XII столетия. — В кн.: Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837, ч. 1, с. I—XIX, 1—90; Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. (1113—1115) / Изд. Археогр. ком. Под ред. А. С. Норова. СПб., 1864; Pèlerinage en Terre Sainte de 1’igoumène russe Daniel, au commencement du XII siècle (1113—1115) / Trad. par. A. de Noroff. СПб., 1864 (пер. на фр. яз.); Лицевой список хождения Даниила паломника. СПб., 1881 (ПДПИ, № XIV); Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106—1107 гг. — ППС, 1883, т. 1, вып. 3, 1885, т. 3, вып. 3 (репринт: Abt Daniil. Wallfahrtsbericht. Műnchen, 1970 (Slavische Propyläen, Bd 36)); Die Pelgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilige Land 1113—1115. Übersetzt von A. Leskien. — Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins, 1884, Bd 7, S. 17—64 (пер. на нем. яз.); The Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land 1106—1107 A. D. By C. W. Wilson. London, 1888 (пер. на англ, яз.); Khitrovo В. Itinéraires russes en Orient. Genève, 1889, t. 1, 1, p. 1—83 (пер. на фр. язык); Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер. и ком. Г. М. Прохорова. — В кн.: ПЛДР. XII век. М., 1978, с. 24—115, 627—645.

Лит.: Пономарев А. К истории древнерусской церковной письменности и литературы. II. Игумен Даниил и его хождение в св. землю. — Странник, 1880, декабрь, с. 467—492; Веневитинов М. 1) Заметки к истории Хождения игумена Даниила. — ЖМНП, 1883, май, с. 1—13; 1887, январь, с. 11—67; 2) Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII ст. — ЛЗАК за 1876—1877 г., 1884, вып. 7, с. 1—138; 3) Путеводитель в Палестину XVI в. — Там же, отд. 2, с. 1—10; 4) Переделка Хождения игумена Даниила в сборнике св. Димитрия Ростовского. — ЧОИДР, 1889, кн. 3, отд. 2, с. 1—25; Рузский Н. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в святую землю русского игумена Даниила в начале XII в. — ЧОИДР, 1891, кн. 3, отд. 2, с. 1—172; Сперанский М. Славянские апокрифические евангелия. — В кн.: Тр. VIII археол. съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 64—66 (то же: отдельный оттиск, с. 27—29); Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении иг. Даниила. — РФВ, 1899, № 1—2, с. 220—237; № 3—4, с. 237—273; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила. — ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 92—105; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине в начале XII в. по «Хождению» игумена Даниила. — Вестн. ист. мир. культ., 1959, № 6, с. 82—87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила». — ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 112—131; Надвикова Т. Ф. Книжные слова в «Хождении игумена Даниила». — В кн.: Исследования по лексикологии и грамматике русского языка. М., 1961, с. 132—144; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход. — Русская литература и народное творчество. М., 1962. (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 178, с. 16—35; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину. — В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 79—87; Рыбаков Б. А. 1) Древняя Русь: Сказания; Былины; Летописи. М., 1963, с. 115—124; 2) Язычество древних славян. М., 1981, с. 11—30; Измайлова Л. О древнейшем из списков «Хождения» Даниила игумена. — В кн.: Сб. работ аспирантов кафедр гуманитарных наук Дагест. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Махачкала, 1964, вып. 1, с. 192—204; Янус Э. Варшавский список «Хождения игумена Даниила». — ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 300—304; Прокофьев Н. И. 1) Русские хождения XII—XV вв. — Литература древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. № 363, с. 27—64); 2) О классовой и народной основе хождений игумена Даниила и Афанасия Никитина. — Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, 1970, № 389, с. 74—86; Поппе А. Сообщение русского паломника о церковной организации Кипра в начале XII в. — ’Επετηρὶς το κέντρου ’Επιστημονικν ’Ερευνν, VIII, Λενκωδία, 1975—1977, с. 53—72; Seemann К. — D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 173—204.

О. В. Творогов