Повесть о Плаве

Повесть о Плаве — летописная повесть о столкновении московской и тверской рати с литовскими войсками в кон. 1407 (6916) г. В московских и более поздних общерусских летописях эта П. не читается — здесь содержится лишь краткое сообщение о походе Василия Дмитриевича на Витовта и о примирении между ними. Особая П. читается лишь в Летописи Тверской. Здесь повествуется о том, как в Москву пришел двоюродный брат Витовта Шватрегайло (Свидригайло) Ольгердович и великий князь «да ему стальный град Володимер», после чего Василий I пошел на Витовта и призвал себе на помощь Ивана Михайловича Тверского. Великий князь тверской отказал ему, ссылаясь на давние обиды московских князей тверским, много лет княжившим «на великом княжении на Володимерском». В сентябре 1407 г. москвичи заключили мир с Литвой, но в конце октября московский князь вновь обратился к тверскому, заявляя, что «Витовт грядеть с немци и ляхи, ведый с собою на христианы на землю нашу». На этот раз тверской князь послал войска; Василий призвал на помощь также татар, но дело вновь заключилось перемирием. Тверской автор особо подчеркивает, что, заключая перемирие, Василий I не только не предупредил об этом тверичей, но в перемирной грамоте написал имя Ивана Михайловича «нечестно» — после имен своих братьев, удельных князей. Разгневанные тверские князья ушли с Плавы «и оттоле не въсхоте помогати москвичей», когда Василий I в третий раз позвал их на помощь. П. включает (в Забелинском и Погодинском списках — в Толстовском их нет) обращения к некоему адресату, которого именует «отце боголюбивый Варламе», и заканчивается словами: «Ты же зри сих, о боголюбивая главо (в Толстовском списке — «христоименитый народе»), како ти от единаго малосамочинна толика беда и пакость христианству въведется: ибо московские князья неравны к себе почетше братию свою, тверския князья..., и тую вещь не въсхотеша помагати москвичей, якоже и бысть».

В научной литературе отмечалась близость П. к Житию Михаила Александровича и особенно к предисловию к нему, помещенному в Летописи Новгородской IV и в Тверском сборнике (в последнем — под заглавием «Предисловие летописца княжения Тферскаго благоверных великих князей тферьскых»). В П. адресат именуется «боголюбивая главо», «освещенная главо»; в Житии Михаила — «твое боголюбие (боголюбство)», «честная главо» (Тверской сборник и HIVЛ), «освященная главо» (Тверской сборник), «прощение да приимем... от священнаго верха» (НIVЛ). В П. и Житии Михаила (Тверской сборник) в одинаковых выражениях говорится, что диавол «межи самими Христовыми человеки неприязненые гордостные мрежа... препинает..., да... углебших от него порадоватися зело хощет»; в обоих памятниках встречается выражение «тверстии сыны».

Но кроме совпадения с Житием Михаила П. обнаруживает теснейшую связь с другим памятником — с Повестью о нашествии Едигея, содержащейся в тверской редакции 1412 г. общерусского свода нач. XV или кон. XIV в. — в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской. В начале Повести об Едигее, как и в П., рассказывается как раз о том, как незадолго до нашествия 1408 г. «татарове приидоша к Плаве в помощь Руси...». А далее в обеих повестях приводятся слова «старцев»: «Добра ли се будет дума юных наших бояр, иже приведоша татар (Повесть о нашествии Едигея: “половець”) на помощь? Не сих ли ради и Киеву и Чернигову беды приключишася, иже когда имуща брань со собою и подымаючи половець навожаху на ся...? Да не будет той пакости и нашей земли на прочая дни, да не како татарове (Повесть о нашествии Едигея: “измаильте”) съемотрет наряда земля нашеа и въсхотят сами прийти на ны». Следующая за этой речью «старых бояр» фраза «Яко же бысть ся» прямо связывает П. с рассказом о нашествии Едигея (не сохраненном, однако, в Тверском сборнике в той редакции, которая читается в Рогожском и Симеоновской, а помещенном после явно более поздних известий в иной, краткой редакции). Связь П. в Тверском сборнике с Повестью о нашествии Едигея в своде 1412 г. видна и из того, что в П., как и в Повести о нашествии..., осуждается передача «стольного града Володимера» литовскому князю Свидригайло.

Все эти совпадения дают основание предполагать, что П., как и повесть о нашествии Едигея, принадлежала составителю тверской редакции 1412 г. общерусского (московского) свода и отражала характерные для этой редакции тенденции к единству Северо-Восточной Руси.

Изд.: ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. Стб. 474—477.

Лит.: Тихомиров И. А. О сборнике, именуемом Тверской летописью // ЖМНП. 1876. № 12. С. 282—284; Шахматов А. А. 1) Разбор сочинения И. А. Тихомирова «Обозрение летописных сводов Руси северо-восточной» // Отчет о 40-м присуждении наград графа Уварова. СПб., 1899. С. 228 (Записки Академии наук по историко-филологическому отд. Т. 4, № 2); 2) Общерусские летописные своды XIV—XV вв. // ЖМНП. 1900. № 9. С. 148; Насонов А. Н. Летописные памятники Тверского княжества: Опыт реконструкции тверского летописания с XIII до конца XV в. // Изв. АН СССР. 1930. № 9. VII сер. Отд. гуманитарных наук. С. 745; История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2, ч. 1. С. 247 (ст. С. К. Шамбинаго); Ильин М. А. Тверская литература XV в. как исторический источник // Труды Историко-Архивного ин-та. М., 1947. Т. 3. С. 46—51; Дубенцов Б. И. «Повесть о Плаве» и «Летописец княжения Тверского» // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 176—182; Лурье Я. С. Из наблюдений над летописанием первой половины XV в. // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 295—298.

Я. С. Лурье