Повесть о построении Благовещенской церкви Иоанном и Григорием

Повесть о построении Благовещенской церкви Иоанном и Григорием — одно из литературных произведений, посвященных первому новгородскому архиепископу Иоанну. П. в ряде списков присоединена к Житию Иоанна Новгородского, но встречается и в отдельных списках («Сказание от новгородскаго летописца о Благовещенской церкви и монастыре, иже противо Аркажа монастыря. В том же Благовещенском монастыре чюдный муж Сергий поведа о том монастыре и о церкви»; «Чюдо о том же архиепископе Иоанне и о брате его Григории. Тьй же ми чюдный муж Сергий поведа о Благовещеньской церкви монастыря Благовещениа, юже създашя два брата по плоти Григорий и Иоанн, потом же оба бышя архиепископи Великому Новуграду и Пьскову»; «Ина повесть Иоанна и Григория, архиепископов новгородских чудотворцов о Благовещенском монастыри, иже близь Великого Новаграда за 3 поприща. 6687 (1172)»). П. — самостоятельное произведение, возникшее независимо от Жития Иоанна, и присоединение ее к последнему — факт дальнейшей литературной жизни обоих произведений. П. носит сказочный характер, несмотря на связь сюжета с церковной жизнью Новгорода. В тексте нет ни риторических отступлений, ни цитат из церковно-религиозных текстов. Решающую роль в событии, описываемом в П., играет божественное провидение, но рассказано об этом не как о религиозном чуде, а как о чуде сказочном. Начинается П. с сообщения о том, что Иоанн и Григорий (его мирское имя — Гавриил) — братья, сыновья благочестивых и богатых родителей. Получив по смерти родителей богатое наследство, они решают на эти средства создать монастырь в честь Благовещенья богородицы. Основав монастырь с деревянной церковью, братья надумали вместо деревянного храма возвести каменный. Когда церковь была достроена «до рамен» (до плеч), на дальнейшее строительство «не доста сребра». Братья молятся богородице о помощи. Она является им во сне и обещает помочь. И вот утром, уже «не в мечтании, но наяве», братья видят перед монастырскими воротами чудесного, сказочного коня, у которого по обе стороны золотого седла висят «два чемоданца не мала... полна суща». С трепетом берут братья «мешца она с седла оба». Конь в тот же миг исчезает, а в мешках оказывается золото и серебро. Братья достраивают храм, покупают монастырю села, сами принимают иночество и добродетельно живут в монастыре. За свою добродетельную жизнь они «един по единому» были возведены на архиепископство в Новгороде, после смерти их погребли в «соборной церкви святыя София». В конце к этому рассказу добавлено, что в Благовещенском монастыре «в церкви положен бысть архиепископ Феоктист: бе бо ис того же монастыря взят бысть на престол той великий».

В основе сказочной легенды лежат действительные исторические факты: в 1170 г. Иоанн, будучи уже архиепископом, и его брат Григорий (Гавриил) основали Благовещенский монастырь с деревянной в нем церковью. В 1179 г. братья построили в монастыре каменную церковь. После смерти Иоанна (ум. 1186) по его благословению архиепископом Новгорода был избран его брат Григорий (ум. 1193). О том, когда возникла легенда о чудесной помощи братьям в построении каменной Благовещенской церкви, сказать ничего нельзя, во всяком случае — после 1179 г. Более определенно можно судить о времени создания П. Упоминание в конце П. архиепископа Феоктиста свидетельствует о том, что она была написана после 1310 г. — года смерти Феоктиста. В заглавии П. рассказчиком ее назван «чудный муж Сергий». Эта П. в ряде списков входит в подборку новгородских повестей, рассказчиком которых назван игумен Островского Никольского монастыря Сергий, духовный отец «нынешнего» игумена Спасо-Хутынского монастыря Закхея. Имя Закхея упомянуто в грамоте 1477—1478 гг. (см.: Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV века из архива Палеостровского монастыря // АЕ за 1957 год. М., 1958. С. 450). Имя Сергия встречается в грамотах 50—70-х гг. XV в. (см.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. С. 173, 175). П., таким образом, создана либо в 50—70-х гг. XV в., если считать, что впервые как литературное произведение она была записана со слов Сергия, либо ее можно датировать отрезком времени с 1310 по 1470-е гг.

П. представлена единственной редакцией. В одном из списков (ГПБ, Соф. собр., № 1428, л. 436 об.—438 об., XVIII в.) к фразе о том, что Иоанн и Григорий — дети благочестивых и богатых родителей, добавлено: «...отца именем Николы, матери же Христины. И преждереченный убо брат Илия, мирское имя, сей священствовал у священномученика Власия на Волосове улице и потом бысть черноризец. И наречени убо быста во иноцех имяна им Илия — Иоанн, а Гавриил наречен бысть Григорий». В переработанном виде П. включена в основной состав некоторых редакций Жития Иоанна Новгородского, но это уже текст Жития, а не отдельной повести.

Изд.: ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 255—256; ВМЧ. Сент., дни 1—13. СПб., 1868. Стб. 345—347; ПЛДР. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 464—467.

Лит.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVIII вв. Л., 1973. С. 169—177, 286—287. См. также литературу к статье Житие Иоанна Новгородского.

Л. А. Дмитриев