Мученичество Арефы и дружины его — переведенное с греческого сочинение, повествующее о гонении на христиан в Аравии в VI в. Включенное в древнерусский Пролог и в ВМЧ, это произведение читается там под 24 октября. Вначале сообщается о современных Арефе правителях в Византии и в сопредельных странах; названы император Юстин II, епископы иерусалимский, александрийский и антиохийский, царь Эфиопии христианин Елизаван, царь Омиритский язычник Дунаос; упомянута брань — военный конфликт между эфиопским и омиритским царями. Когда в 523 г. омиритский царь захватывает город Негран, среди старейшин находится Арефа с дружиной. Арефа отказывается отречься от христианской веры и защищает свою религию в споре. В это время совершается казнь 207 христианок, в том числе знатной женщины и двух ее дочерей, матери велят вкусить кровь обезглавленных дочерей, после чего казнят и ее. Арефу и 340 «соузников» приводят к царю. Арефа в споре пытается защитить свою веру. Но царь неумолим: Арефу с дружиной ведут к выкопанному рву, здесь они прощаются друг с другом, молятся, произнося «мир вам!», а когда оруженосец-спафарий отсекает голову Арефе, все стремятся омыть в его крови лицо и тело. Далее говорится о явлении с небес архангела Гавриила, и о том, как праведный царь Елизаван убивает омиритского царя и строит в городе Негране церковь во имя святых мучеников, казненных вместе с Арефой. По заповеди Арефы к церкви отходят его села, а население «во градех и в странах» становится христианским. Сопоставление греческого и древнерусского текста показывает, что в переводе в ряде случаев допущены пропуски, внесены цифровые изменения, не совпадают географические названия. М., включенное в древнерусский Пролог, читается в краткой редакции. Совсем краткий пересказ находится в сборнике Ефросина XV в. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 22/1099, л. 119—119 об.).
Изд.: ВМЧ, октябрь, дни 19—31. СПб., 1880, стб. 1839—1863.
Лит.: Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 282, 338.
О. А. Белоброва