Житие Игнатия Ростовского

Житие Игнатия Ростовского — агиографический памятник XIII в. неизвестного автора. Подробных биографических сведений об Игнатии, занимавшем епископскую кафедру в Ростове с 1261 или 1262 г. и до своей смерти в 1288 г., Ж. не содержит; оно написано с соблюдением агиографического канона: начинается кратким предисловием, деятельность Игнатия охарактеризована общими чертами, однако дата и даже время смерти отмечены в Ж. со всей тщательностью. Наиболее пространная часть Ж. — описание «чудес» святого, случившихся при погребении. Названы имена лиц, участвовавших в погребении, об одном из них сообщены биографические данные. В. О. Ключевский предположил, что источником для Ж. послужила записка, составленная очевидцем события. Предположение Ключевского о том, что Ж. и Повесть о Петре царевиче ордынском были написаны одним автором «не позже половины XIV в.», основано на ошибочном истолковании смысла предложения «о сих же чудесах святителя инде скажем», добавленного в тексте Повести о Петре. На самом деле это не замечание автора, а дополнение, внесенное составителями ВМЧ (рук. ГПБ, Соф. собр., № 1321, л. 539а-в, под 28 мая).

Невыясненной остается датировка памятника. Филарет считал, что Ж. было написано при митрополите Максиме (1283—1305 гг.), т. е. вскоре после смерти епископа. Н. П. Барсуков отметил, что местное почитание святого началось сразу после его смерти, по мнению же Макария, уже в XIV—XV вв. почитание его стало общерусским и имя Игнатия было включено в церковные книги. Утверждение об общерусском почитании Игнатия основано на существовании пергаменного церковного устава с месяцесловом, в котором он упоминается (рук. ГИМ, Синод. собр., № 328, л. 152, 162, 170 об., 172 об.). В. Васильев создание Ж. относил к кон. XIV — нач. XV в. В. Е. Голубинский отмечает, что оно было написано «более или менее много спустя времени после кончины епископа», обосновывая свое мнение тем, что повествование почти лишено фактических данных.

Неясной остается история текста Ж., дошедшего в большом количестве списков. Утверждение В. О. Ключевского, что Ж. представлено единственной редакцией, не вполне точно: в двух древнейших его списках имеются общие чтения, не повторяющиеся в остальных. Наиболее ранний относится к первой четверти XV в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 745, л. 208 об.—210 об., см.: Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1879, ч. 3, с. 139). Второй список создан в 1458 или 1459 г. (ГИМ, Синод. собр., № 637, л. 116—119 об., см.: Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1973, ч. 2, с. 59). Одним из наиболее древних списков другого вида (может быть редакции) Ж. является список, относящийся к 60-м — 80-м гг. XV в. (в сб. ГБЛ, собр. Егорова, № 637). Кроме того, Ж. включено в Пролог под 28 мая. Научное издание Ж. отсутствует.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 38—39, 42—43; Барсуков. Источники агиографии, стб. 207—211; Филарет. Обзор, с. 66; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, с. 263, 265; СПб., 1877, т. 8, с. 34—35; Васильев В. История канонизации святых русской церкви. М., 1893, с. 103—105; Голубинский. История канонизации, с. 80—81.

Р. П. Дмитриева, Г. В. Семенченко