Климент Смолятич (ум. после 1164 г.) — церковный деятель, автор Послания и других не дошедших до нас сочинений. Судя по прозвищу Смолятич, К. был родом из Смоленской земли. Был схимником в г. Зарубе, а в 1147—1155 гг. киевским митрополитом. На митрополичью кафедру К. был возведен по настоянию князя Изяслава Мстиславича, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции константинопольского патриарха. После смерти Изяслава Мстиславича положение К. пошатнулось, и он оставил митрополичий стол.
Летопись Ипатьевская (под 1147 г.) характеризует К. как «книжника и философа», подобного которому не было «в Русской земле». Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее — «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 134/1211) датируется XV в. Памятник состоит из двух частей. Первая — предисловие, в котором К. отводит упреки Фомы, обвиняющего его в тщеславии, в том, что К. мнит себя «философом», вместо «почитаемых писаний» ссылается на Гомера, Аристотеля и Платона. К. отстаивает свое право «пытати потонку божественных писаний», т. е. прибегать при толковании библейских образов и выражений к притчам и иносказаниям, а не ограничиваться буквальным их пониманием. Вторая часть Послания содержит толкования библейских выражений; многие из них имеют параллели в других источниках. Неясна роль «Афанасия мниха», который, судя по заголовку, принимал участив в «истолковании», поэтому степень авторства К. в этой части Послания остается спорной.
К. приписывается также поучение, озаглавленное в списке ГБЛ, собр. Румянцева, № 406, XV в. «В субботу сыропустную память творим святых отець». И. И. Срезневский (Памятники, стб. 62) предположил, что К. является автором произведения под заглавием: «Слово о любви Климово». Н. Никольский допускал отождествление этого памятника с «поучением о любви» в Торжественнике № 109 Воскресенского собрания (ГИМ) XVI в., но в этом случае атрибуция И. И. Срезневского представляется ему спорной. К. принадлежат также ответы на вопросы Кирика, сохранившиеся в изложении последнего.
Изд.: Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб., 1892; Лопарев Хр. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. СПб., 1892 (ПДПИ, № 90); Памятники истории Киевского государства IX—XII вв.: Сборник документов подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. Л., 1936, с. 154—155 (отрывок послания); Послание Климента Смолятича / Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. — В кн.: ПЛДР. XII в., М., 1980, с. 282—289, 658—660.
Лит.: Филарет. Обзор, с. 47—50; Ключевский. Древнерусские жития, с. 260—262; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. 1. К вопросу о неизданном поучении митрополита Климента Смолятича. — ИОРЯС, 1897, т. 2, кн. 1, с. 65—73 (то же: СОРЯС, т. 82, № 4, СПб., 1907, с. 95—103); Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913, с. 375—390; Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича называли «философом». — ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 20—28.
О. В. Творогов