Кирик Новгородец

Кирик Новгородец (XII в.) — диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор математического трактата и канонических вопросов. В истории древнерусской письменности с его именем связывали несколько сочинений: «Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех», «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (в котором есть приписка, содержащая сведения о К. авторе сочинения, а также приведена точная хронологическая дата написания сочинения — 1136 г.). Кроме того, считается, что с именем К. связаны отдельные статьи в НIЛ, (статьи под 1136—1137 гг.). Выдвигалось предположение, что Кирик перевел византийское историографическое сочинение константинопольского патриарха Никифора, известное на Руси как Летописец вскоре и «Пятикнижие» Моисея.

Одно из первых известий о К. в исторической науке, по-видимому, содержится в письме (1820 г.) историка К. Ф. Калайдовича к государственному канцлеру графу Н. П. Румянцеву. В начале же 20-х гг. прошлого столетия К. Ф. Калайдович издал текст «Вопрошения Кирика» и заключительную часть «Учения о числах» (по рукописи, ныне хранящейся в ГПБ, собр. Погодина, № 76). Впервые полный текст «Учения» опубликовал митрополит Евгений (Болховитинов) в 1828 г. В разное время в течение более 160 лет к сочинениям и проблемам, связанным с отождествлением сочинений К., его роли в древнерусской книжности и письменности обращались, кроме уже названных выше ученых, В. В. Бобынин, А. X. Востоков, Е. Е. Голубинский, Н. Н. Дурново, В. Н. Зубов, Д. С. Лихачев, Е. Ю. Перфецкий, Н. В. Степанов, Н. В. Хавский, А. А. Шахматов, А. П. Юшкевич, в последние годы М. Ф. Мурьянов и Р. А. Симонов.

Первое из названных сочинений К., «Вопрошание», изучено недостаточно полно как в текстологическом, так и в источниковедческом аспекте. Существовало мнение, что оно является составной частью «Учения о числах». Однако, по-видимому, это вполне самостоятельное сочинение, в центре которого стоят вопросы догматически-канонического характера, обсуждавшиеся в среде церковнослужителей и прихожан Древнего Новгорода. Изучение текстологического и источниковедческого аспектов сочинения представляется насущной задачей современных исследователей.

Сочинение К. «Учение о числах» представляет несомненный интерес для изучения формирования астрономических и математических взглядов и воззрений у древнерусских книжников, а он сам считается первым русским математиком, известным нам по имени, и автором древнейшего сохранившегося математического сочинения Древней Руси. Историки астрономии считают, что «Учение» — первая русская оригинальная статья о календаре, в которой не только представлена система пасхального вычисления, но и даны теоретические основы календарного счета. В последнее время в сочинении К. обнаруживают следы влияния представлений античных взглядов (в частности, пифагорейской школы) о круговой модели движения времени, соответствующей характеру видимого перемещения небесных тел. Подобные космологические представления были известны, по-видимому, К. через какие-то недошедшие переводные космографические сочинения. Однако в сочинении К., безусловно, есть свидетельства знакомства автора с сочинениями византийских хронистов. Во всяком случае этот вопрос требует тщательного исследования. До сих пор не выполнен также полный текстологический анализ дошедших четырех списков «Учения о числах» (ГПБ, собр. Погодина, № 76, л. 342—346; Архив ЛОИИ СССР АН СССР, собр. Археогр. ком., № 245 (б. Соф. 475), л. 45 об.—50 об. (до недавнего времени этот список считался пропавшим); ЦГАДА, собр. Мазурина, ф. 196, № 1069, XVIII в., л. 115—116 об.; ГБЛ, собр. Румянцева, № 35, XIX в., л. 1—4 — копия со списка собр. Археогр. ком. Предварительное же изучение текстов дошедших списков позволяет подтвердить традиционное мнение (высказанное еще в XIX в.) о существовании единого сочинения «Учения о числах» (а не выделять еще и «новое» сочинение автора — «Учение о дробном числе», как это было предложено в недавнем исследовании Р. А. Симонова). В работах современных исследователей, в отличие от ученых XIX в. и начала XX в., приводятся убедительные доказательства, что Кирик не был переводчиком сочинения патриарха Никифора и «Пятикнижия Моисея».

В настоящее время наиболее полной и подробной работой, в которой рассматриваются проблемы, связанные с изучением рукописного наследия Кирика, является книга Р. А. Симонова.

Изд.: Калайдович К. [Ф.] Памятники российской словесности XII в. М., 1821, с. 165—203; Е[вгений]. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому. — В кн.: Тр. и летописи ОИДР. М., 1828, ч. 4, кн. 1, с. 122—129; «Се иесть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородьского Нифонта и инех» / Подг. А. С. Павлов. — В кн.: Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 21—62; Степанов Н. В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век). — ИОРЯС, 1910, т. 15, кн. 3, с. 129—150; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, с. 1—27; Зубов В. П. Примечание к «Наставлению, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца. — Историко-математические исследования, М., 1953, вып. 6, с. 173—212 (Фотографическое воспроизведение текста «Учение о числах»).

Лит.: К[алайдович] К. [Ф.] Прибавление к статье «О времени перевода нашей Библии». — В кн.: Тр. ОЛРС. М., 1823, ч. 3, с. 169—173; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 203—204; 211—212; 442; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI—XII вв. М., 1978, с. 179—180; Симонов Р. А. Кирик Новгородец ученый XII века. М., 1980; Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР. — ТОДРЛ, 1985, т. 40, с. 379—384.

Е. К. Пиотровская