Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного

Иван Иванович (28 III 1554 г. — 19 XI 1581 г.) — царевич, автор одной из редакций Жития Антония Сийского. И. И. был старшим сыном Ивана IV Васильевича Грозного (не считая умершего младенцем Дмитрия), во время ссоры был убит отцом. В летописных записях о походах, дипломатических приемах, опричных деяниях его имя часто упоминается рядом с именем отца. Был человеком высокой книжной культуры, что, видимо, хорошо было известно современникам. В 1579 г. в Москву для проведения официального признания Антония Сийского общерусским святым приезжали игумен Антониево-Сийского монастыря Питирим и инок Филофей, который, по-видимому, еще до Ионы пытался составить Житие Антония Сийского. Питирим и Филофей, поддержанные митрополитом Антонием и новгородским архиепископом Александром, обратились к царевичу И. И. с просьбой сложить канон в честь Антония Сийского (совершенно очевидно, что этот святой пользовался особым покровительством царя, чем и воспользовались монастырские власти, обратившись с подобной просьбой к сыну Ивана Грозного). Царевич не ограничился составлением канона Антонию, но, основываясь на Житии Антония Сийского Ионы, написал свое житие этого святого: «Месяца декабря в 7 день, преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония. Списано бысть сие многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова кесаря Римскаго, в лето 7087 (1579), в царство благочестиваго государя благословению Антония, преосвященнаго митрополита всеа России, и при благоверных царевичех Иване и Феодоре Ивановичех» (другой вариант заглавия: «Месяца декабря в 7 день. Житие и подвизи и мало от части чудес исповедание преподобнаго и богоноснаго отца нашего аввы Антония чудотворца, иже Сийский нарицается по острову, составльшаго пречестную обитель во имя святыя и живоначальныя Троица на езере Михайлове в пределех западных. Преписано бысть сие во царство благовернаго и христолюбиваго царя и государя великаго князя Ивана Васильевича Всея Русии самодержца, и при освященном Антоние, митрополите всея Русии, и при благоверных царевичех, царевиче Иване и при царевиче Феодоре Ивановичех, многогрешным Иваном во второе на первом писатели, колена Августова, от племени варяжскаго, родом русина, близь восточныя страны, меж предел словеньскых, и варяжских, и агаряньскых, иже нарицается Русь по реке Русе»). Царевич пишет, что расспросив об Антонии у «самовидцев», в том числе у своего отца и у московских вельмож, видевших святого при его жизни, он написал ему канон. «Потом, — продолжает он, — начах писати и житие преподобнаго, имех убо от тех преподобных принесено ко мне списание о житии его и зело убо суще в лехкости написано» (так расценивает царевич И. И. Житие, написанное Ионой). В. О. Ключевский пишет, что «царевич написал новое предисловие и сократил два первые рассказа в труде Ионы; далее он дословно повторил последнего и даже не опустил его послесловия, не назвав только автора по имени, но удержав черты, вовсе не идущие к царственному московскому писателю. Строгий отзыв царевича о своем источнике несправедлив: сам он не прибавил ни одной новой черты к рассказу Ионы» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 301). Специально занимавшийся этим Житием Н. Тупиков считает оценку В. О. Ключевским труда царевича И. И. не совсем справедливой. Предисловие к Житию — оригинально, царевич добавил много новых цитат из Священного писания, у него гораздо больше, чем у Ионы, риторических отступлений. Добавления И. И. свидетельствуют о его большой начитанности в библейских текстах, о хорошем знании им священной истории. Произведение сына Ивана Грозного говорит и о хорошем знании его автором русской агиографической литературы и повествовательных текстов: он знает жития Алексея митрополита, Александра Свирского (см. Иродион), Авраамия Ростовского, Зосимы и Савватия Соловецких, Патерик Киево-Печерский, Повесть о Варлааме и Иоасафе. Труд царевича И. И., как и сочинение Василием Михайловичем Тучковым новой редакции Жития Михаила Клопского, примечателен тем, что он свидетельствует о высокой книжной образованности людей из высшего класса общества и о том, что произведения церковного жанра писались в XVI в. и светскими авторами.

Текст Жития не издавался. Сведения о списках см. в кн. Барсукова.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 301—302; Барсуков. Источники агиографии, стб. 51—54; Строев. Словарь, с. 137; Филарет. Обзор, с. 163—164; Тупиков Н. Литературная деятельность царевича Ивана Ивановича // ЖМНП, 1894, ч. 296, декабрь, с. 358—374.

Л. А. Дмитриев