Евфимий Турков

Евфимий Турков (в миру Елеазар Иванович) (ум. 1587 г.) — игумен Волоколамского монастыря, писатель, книгописец, один из наиболее активных организаторов и составителей документации письменных материалов Волоколамского монастыря второй половины XVI в. Сохранились наиболее важные факты биографии Е. Т. Постригшись в Волоколамском монастыре в июле 1551 г., о чем он сам и сообщил (см. в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 412, л. 119), Е. Т. был отдан под начало бывшего новгородского архиепископа Феодосия, служил ему до его кончины в 1563 г. В 60-х гг. стал уставщиком, а с 1575 и до смерти был игуменом Волоколамского монастыря. В своей духовной он рассказал о том, как по просьбе братии монастыря сам Иван IV склонил его занять этот пост.

Под руководством Е. Т. и при непосредственном его участии было составлено несколько документально-деловых произведений, имеющих значение для истории разных видов деятельности монастыря. В 1573 г. он вместе с книгохранителем Пафнутием Рыковым составил новую опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря (рук. ГБЛ, собр. Горского, № 37, содержание описи изложено П. Казанским: Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 1—16). Находясь в должности уставщика, Е. Т. составил «Список старой кормовой», в который были внесены имена вкладчиков в монастырь (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 1/6), затем им же этот список был заменен новым (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 15/675). В 1584—1585 гг. он вновь обратился к этим материалам и на их основе составил особые записные книги (рук. ЦГАДА, ф. 1192, оп. 2, № 482). Значительным трудом Е. Т. является Обиход монастырский (или Устав), в котором даны подробные сведения о распорядке монастырской жизни. Он сохранился в нескольких экземплярах, в том числе список, относящийся ко времени составления обиходника (1578 г.) в рук. ГИМ, Синод. собр., № 829, написан самим Е. Т. (Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958, с. 51). О записных книгах и обиходнике см.: Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 8—9; Зимин. 1) Рукописи Евфимия Туркова..., с. 138; 2) Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря // Зап. Отд. рук. ГБЛ. М., 1977, вып. 38, с. 19—20.

Е. Т. в пределах монастыря занимался разными видами книгописной деятельности. Он переписывал рукописи: так, в дополнениях к описи книг 1545 г. сообщается, что в 1571 г. им были даны вкладом 7 книг, из них четыре были написаны его рукою (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 22—23); вместе с Иеремиею, другим учеником Феодосия, Е. Т. переписал рук. ГБЛ, Волок. собр., № 514, его рукой написана рук. ГИМ, Епарх. собр., № 256; правил он и тексты в монастырских рукописях по более исправным спискам, об этом имеется запись в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 133; соблюдая монастырскую традицию, Е. Т. следил за составлением сборников своих учеников, например в сборнике ГБЛ, Волок. собр., № 512 его ученика Левкеи Аишева отмечено — «благословение Евфимия», здесь же имеется и автограф Е. Т. Личные его сборники (ГБЛ, Волок. собр., № 412 и № 572, ГПБ, Q.XVII.50) по подбору в них произведений характеризуют Е. Т. как одного из книжных людей Волоколамского монастыря, наиболее последовательно соблюдающих традиции литературно-образованного круга иосифлян (см.: Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 212—215). Один из своих сборников (XVII.50) Е. Т. сопроводил предисловием, написанным в полемическом тоне, с упоминанием каких-то своих идейных противников. В предисловии сообщается, что Е. Т., став игуменом, постарался собрать сочинения своих учителей и уважаемых современников. Предисловие опубликовано в кн. «Послания Иосифа Волоцкого».

В составе перечисленных сборников дошла до нас значительная часть литературного творчества самого Е. Т. Он переработал ряд произведений, посвященных Иосифу Волоцкому. Отредактировав и поместив в своем сборнике (ГБЛ, Волок. собр., № 572, л. 40—61 об.) текст «Надгробного слова Иосифу Волоцкому», Е. Т. указал при этом, что автором его является Досифей Топорков (Зимин. Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Когда было установлено местное почитание Иосифа Волоцкого в 1578 г., Е. Т. предпринял переработку его жития, написанного ранее Саввою Крутицким (Попов Н. Саввино житие Иосифа Волоцкого в переделке XVI в. // Библиогр. летопись, 1914, вып. 50, с. 59—71). Как предполагает А. А. Зимин, позднее на основании этих материалов им же было заново написано житие основателя Волоколамского монастыря; сохранилось в рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 324 (Зимин. Рукописи Евфимия Туркова..., с. 136). Значительно раньше, видимо сразу после смерти Феодосия (1563 г.), Е. Т. составил записку о последних днях своего учителя; она была переписана самим автором в сборнике Левкеи Аишева (рук. ГБЛ, Волок. собр., № 512, л. 213). Здесь же он записал известия о взятии Полоцка в феврале 1563 г. (среди духовенства в походе на Полоцк участвовали иосифляне).

Пожалуй, наибольший интерес в литературном плане представляют произведения Е. Т., включенные в составленный им Канонник (ГБЛ, Волок. собр., № 412). После наиболее важных общеупотребительных церковнослужебных канонов здесь, помещены сначала служба его патрону, святому Евфимию, а затем служба Иосифу Волоцкому. Далее следуют произведения самого Евфимия (в черновом виде, с пометами и правкой): 1) духовная грамота, 2) предсмертная исповедь, 3) канон на исход души, 4) канон за друга умершего, 5) в виде летописных записей краткие некрологи лиц, живших в монастыре во время его игуменства (последнее произведение частично опубликовано В. О. Ключевским). Литературное творчество Е. Т. Ключевский охарактеризовал следующим образом: «Евфимий пишет просто, но его изложение проникнуто теплым чувством и обличает в авторе литературный талант» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 297).

Самому Е. Т. посвятил краткий некролог его ученик Левкия Аишев (рук. ГБЛ, Волок. собр., № 213, л. 491).

Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 415—416; Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1451—1563): (Его «Житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899—1900. СПб., 1900, с. 1—14; Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текстов А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 109—110.

Лит.: Строев. Словарь, с. 98—99; Филарет. Обзор, с. 225; Зимин А. А. Рукописи Евфимия Туркова и письмо Марины Турковой // Лингвистическое источниковедение. М., 1963, с. 136—139.

Р. П. Дмитриева