ЖУИ (Jouy — псевд.; наст. фамилия и имя — Этьен (Etienne) Виктор-Жозеф, 1764—1846)

ЖУИ (Jouy — псевд.; наст. фамилия и имя — Этьен (Etienne) Виктор-Жозеф, 1764—1846), французский писатель. Автор имевших шумный успех аллюзионных бонапартистских трагедий, наполненных злободневными политическими намеками и восторженно принятых оппозиционным к Бурбонам зрительным залом («Béelisaire», 1818; «Sylla», 1821), признанный либреттист, сотрудничавший с видными композиторами своего времени, плодовитый мастер нравоописательных очерков («L’hermite de la Chaussée d’Antin, ou Observations sur les moeurs et les usages parisiens au commencement du XIX siècle», 1812—1814, 5 vol.; «L’hermite de la Guiane», 1816, 3 vol.; «L’hermite en Province», 1818—1824, 14 vol.; и др.), влиятельный журналист и один из вождей европейского либерализма, Ж. был хорошо известен в России, где внимательно следили за его литературной и общественной деятельностью. Очерки Ж. переводились на русский язык (например: Антенский пустынник, или Изображение парижских нравов и обычаев в начале XIX столетия. СПб., 1826; библиографию переводов в журналах см.: Сводный каталог сериальных изданий России (1801—1825). СПб., 1997—2000. Т. 1—2, по указ.), оживленно обсуждались в печати и оказали влияние на Ф. В. Булгарина и других бытописателей. В декабристских кругах внимание привлек прочитанный Ж. в 1821 курс лекций «Мораль в ее приложении к политике» («La morale appliquée à la politique», 1822). Среди русских знакомых Ж. были В. К. Кюхельбекер и В. И. Туманский, общавшиеся с ним в Париже в 1821. Хотя П. упомянул Ж. только один раз, а книги французского писателя в его библиотеке отсутствуют, он, без сомнения, имел о нем полное и четкое представление, составившееся как непосредственно по сочинениям, так и по отзывам в иностранных и русских журналах и газетах. Писателем «вроде Жуи» признавался близкий знакомый Пушкина П. Л. Яковлев (Бестужев А. А. Взгляд на старую и новую словесность в России // ПЗ. 1823. С. 40; То же // Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. М., 1958. Т. 2. С. 538; ср.: Левкович Я. Л. Литературная и общественная жизнь пушкинской поры в письмах А. Е. Измайлова к П. Л. Яковлеву // ПИМ. Т. 8. С. 158). Знакомые П. пользовались псевдонимами «в духе Жуи» (Анненков. Материалы. С. 100—101, примеч. 2): «Житель Тентелевой деревни» (Н. И. Гнедич), «Житель Галерной гавани» (О. М. Сомов), «Лужницкий старец» (М. Т. Каченовский, М. П. Погодин, П. Л. Яковлев) и др. В письме к П. от марта — апреля 1829 П. Я. Чаадаев назвал Ж. как хорошо им обоим известного писателя (Акад. XIV, 44). В статье «<Письмо к издателю “Московского вестника”>» (1828) трагедия «Сулла» (у П.: Сцилла) приведена как образец господствующих на французской сцене «журнальн.<ых> выходок», авторов которых П. осуждал за неумение «совершенно отказаться от своего образа мысли, дабы совершенно переселиться» в изображаемый век (Акад. XI, 68), что сам он ставил себе задачей в «Борисе Годунове». С нравоописательными очерками Ж., печатавшимися в свое время в журнале «Французская Минерва» («Minerve française», 1818—1820), соотносил, возможно, П. в «Опровержении на критики» (1830) памфлет Н. А. Полевого «Утро в кабинете знатного барина» (1830), которым тот откликнулся на пушкинское стихотворение «Послание к вельможе» (Акад. в 10 т. (2). Т. 7. С. 182, 686; Вацуро В. Э. Пушкин и проблемы бытописания в начале 1830-х годов // ПИМ. Т. 6. С. 158).

Лит.: Тынянов Ю. Н. Французские отношения Кюхельбекера // ЛН. Т. 33/34. С. 344, 349—350, 353 и др. (То же // Тынянов, по указ.); Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе: (Русский физиологический очерк). М., 1965. С. 35—36, 49, 72—73 и др.

В. Д. Рак