Хождение Богородицы по мукам

Хождение Богородицы по мукам — один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII—XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название: «В среду 5-й недели великого поста слово... велми душеполезно о покои всего мира» (нач.: «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу нашему на горе Елионстей...»). В списках более позднего времени апокриф назван: «Предсказания архистрастига Михаила о страшных муках ко пресвятой Богородице, како грешным мучатца» (ГПБ, собр. ОЛДП, 0.233, нач. XIX в.), «Слово о муках геенских» (ГПБ, собр. Тиханова, № 753, XIX в.), «Слово о муках» (ГПБ, собр. Тиханова, № 2665, XIX в.). Греческий текст X. издавался И. И. Срезневским (в сопоставлении с древнерусским) и А. Васильевым (Analecta graeco-byzantina, pars prior / Gollegit, digessit, recensuit A. Vassiliev. Mosquae, 1893, p. 125—134).

В разряд апокрифов X. было занесено уже в древнейшем славянорусском индексе «отреченных» книг в Изборнике 1073 г. Рукописная традиция памятника на русской почве обширна. Текст дошел до нас в нескольких видах, или редакциях, которые полностью не изучены. Н. С. Тихонравов предполагал существование двух славянских переводов памятника. Один представлен старейшим русским списком (Тр.-Серг. лавры, № 12), где в ряду грешников, терпящих муки в аду, оказываются язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Другой перевод отразился, по мнению Н. С. Тихонравова, в списке из собрания Григоровича XV в. и других южнославянских списках (см.: Пыпин А. Н. Для объяснения статьи о ложных книгах. СПб., 1862, с. 26—32; Jagič V. Arkiv za povjestnicu jugoslavansku, Zagreb, 1886, t. 9, s. 110—118; Лавров П. А. Апокрифические тексты. — СОРЯС, СПб., 1899, т. 67, с. 144—148; Strohal R. Stare hrvatske apokrifne priče i legende, sobrao iz starih hrvatskih glagolskih rukopisa od 14—18 vijeka R. S. U. Bjelovaru, 1917, s. 47—54). Сравнив оба славянских перевода между собой и с греческим текстом, Н. С. Тихонравов пришел к выводу, что в византийской литературе была известна иная, нежели в древнерусской, более подробная редакция X.

Особый интерес к X. возник в старообрядческой среде, о чем говорит большое количество списков памятника в старообрядческих сборниках. Широкое распространение X. получило и в устно-поэтической традиции, именно в духовных стихах, где сильнее, чем в письменном тексте, отразился мотив моления богородицы Христу за всех грешников. X. было использовано Ф. М. Достоевским в Легенде о великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы».

Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 118—124; Срезневский И. И. 1) Хождение Богородицы по мукам. — Изв. II отд. имп. АН за 1863 г., т. 4, с. 551—577; 2) Памятники, с. 204—217; Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 23—39; Франко. Апокрифы, т. 4, с. 135—172; Trautmann R. Altrussisches Lesebuch. Leipzig, 1949, Th. 1, S. 26—38; Хождение богородицы по мукам (подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской). — ПЛДР. XII век. 1980, с. 166—183, 651—652.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература. II. Сказание о хождении богородицы по мукам. — Отеч. зап., 1856, № 115, с. 335—360; Смирнов И. Апокрифические сказания о божией матери и деяниях апостолов. — ПО, 1873, апрель, с. 569—614; Веселовский А. Н. Опыты по истории развития христианской легенды. — ЖМНП, 1876, апрель, отд. 2, с. 241—228; Сахаров В. 1) Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 193—200; 2) Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси. — Христ. чт., 1888, ч. 1, с. 281—331, ч. 2, с. 63—69, 289—324, 640—663; Порфирьев И. Я. Апокрифы новозаветные. СПб., 1890, с. 109—110; Тихонравов Н. С. Соч. М., т. 1, 1898, примеч. с. 59; Кирпичников А. И. Деисус на востоке и западе и его литературные параллели. — ЖМНП, 1893, ноябрь, с. 15—19; Бокадоров Н. С. Легенда о хождении богородицы по мукам. — В кн.: Изборник киевский. Киев. 1904, с. 39—94; Яцимирский А. И. 1) Апокрифы и легенды: К истории апокрифов, легенд и ложных молитв в южнославянской письменности. I—V. — ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 2, с. 311—322; 2) Библиографический обзор, с. 46; Назаревский А. А. «Хождение Богородицы по мукам» в новых украинских списках XVII—XVIII вв. — НТИ, 1908, кн. 2, с. 1—44; Огиенко И. Легендарно-апокрифический элемент в «Небе новом» Иоанникия Галятовского. — ЧИОНЛ, 1914, кн. 24, вып. 1, с. 46—72; Вранска Цв. Апокрифите за богородица и българската народна песен. — Сборник на Българската Академия на Науките, 1940, кн. 34, с. 1—208; Müller L. Offenbarung der Gottesmutter über die Hollenstrafen. Theologischer Gehalt und dichterische Form. — Die Welt der Slaven, 1961, Jahrg. 6, S. 26—39; Santоs Otero A. de. Die handschriftliche Überlieferung der altslavischen Apokryphen. Berlin; New York, 1978, Bd 1, S. 188—195.

М. В. Рождественская