Венерин пояс

Минимизировать
— 83 —

Венерин пояс. В комедии «Молодые супруги», в романсе Эльмиры поется: «Иль она Венерин пояс / Получила в дар от вас?» (2, 21). Венера — богиня любви и красоты в римской мифологии (в греческой мифологии Афродита), всесильная в своей главной функции — внушать любовное желание. Эта ее способность уже в гомеровском эпосе связывалась с чудесным узорчатым поясом богини, в котором заключена магическая тайна ее обаяния и власти над богами и людьми. При переводе «Илиады» Н. И. Гнедич воспользовался издавна сложившимся понятием «Венерин пояс». «Пояса Афродиты у Гомера нет. Это испещренный узорами ремешок, который Афродита носит на груди, амулет, а не часть костюма» (Поэмы Гомера / Пер. Н. И. Гнедича. Редакция и комментарий И. М. Троцкого при участии Н. И. Толстого. М.; Л., 1935.
— 84 —

Комментарии. С. 562). У Гомера Афродита передает свой «пояс» Гере, чтобы она смогла соблазнить Зевса, вернуть его любовь, возвратить враждующих богов к любовным объятиям и брачному ложу. Афродита снимает свой «пояс» с персей, а Гере дает наказ «сокрыть» его «на лоне». «В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, „в нем заключается все“ (Гомер. Илиада. Песнь XIV. Ст. 215–221). Это древний фетиш, наделенный магической силой, покоряющей даже великих богов» (Лосев А. Ф. Афродита // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. М., 1980). Выражение «Венерин пояс» — результат несколько более позднего переосмысления, но уже в Древней Элладе и в Древнем Риме среди женщин существовал обычай посвящать и дарить Афродите (Венере) вытканные пояса. Слова о «Венерином поясе» в романсе Эльмиры имеют перифрастический смысл: Лида в духе античности («Боги!..») ревнует свою соперницу к природному дару внушать, подобно Венере, любовь, удерживать у себя любовника и даже укоряет богов, наделивших этим даром не ее, а соперницу (см: 2, 401–402; комментарий Л. А. Степанова).