Кирилл (ум. 1233 г.) — митрополит Киевский, предполагаемый автор поучений. Сведения о К. крайне скупы, в связи с чем исследователи относили часть летописных упоминаний имени К. к его предполагаемому преемнику, также Кириллу, и митрополит Кирилл, упоминаемый после 1242—1243 гг., именуется из-за этого то Кириллом II, то Кириллом III. Кроме того, существовало мнение, что Кириллом I следует считать митрополита, занимавшего престол в XI в. между 1039 и 1051 гг. (упоминается в перечне митрополитов перед текстом Никоновской летописи: см. ПСРЛ, СПб. 1862, т. 9, с. XIII), однако в летописях и иных источниках этот митрополит не упоминается.
Первое упоминание о К. относится к 6 января 1223 г., когда он был поставлен в митрополиты (см.: Летопись Лаврентьевская. — ПСРЛ, 1962, т. 1, стб. 447, под 1224 г.). Летопись Новгородская первая по Синодальному списку уточняет (в рассказе о смерти К.), что он был греком и «приведен бысть из Никея». Летописи указывают, что К. был «учителей зело и хытр учению божественных книг», однако возможно, что эта характеристика трафаретна и создана под влиянием характеристики митрополита Киевского Иоанна (ум. 1089 г.) в Повести временных лет: «Муж хытр книгам и учению» (для Лаврентьевской летописи обычно подражание в статьях конца XII—XIII вв. тексту ПВЛ). В 1226 г. К. ставит Митрофана епископом во Владимире. В 1227 г. он способствует заключению мира между Юрием Всеволодовичем и Олегом Курским, а в 1229 г. — между Михаилом Черниговским и Ярославом Всеволодовичем. В 1231 г. К. ставит Кирилла (ум. 1262) епископом Ростовским, а Спиридона — архиепископом Новгорода. В некоторых списках Кормчей приводится текст грамоты константинопольского патриарха Германа II (1222—1240), посланной К.; исследователи определяют ее как грамоту «о непоставлении рабов в священный сан и неприкосновенности имуществ и судов церковных» (см.: Востоков. Описание, с. 303—304; РИБ (СПб., 1880, т. 6, ч. 1, с. 79—84). О смерти К. (1233 г.) упоминает НIЛ (по Синод. списку). Это же сообщение повторяется и в ряде поздних общерусских летописей. Согласно Густынской летописи, К. был «русин»; под 1230 г. сообщено, что «посвящен бысть Кирил митрополит киевский, бе искусен в писании и святительстве» (ПСРЛ. СПб., 1843, т. 2, с. 335—336). Это и дало основание предполагать существование в XIII в. трех, а не двух митрополитов, носивших имя Кирилл. Однако в достоверности сообщений Густынской летописи сомневались еще Макарий (История русской церкви. СПб., 1888, т. 3, с. 23, прим. 30) и Е. Голубинский (История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 289, примеч. 4).
Литературная деятельность К. не более чем догадка. Филарет приписывает ему «Поучение крестьяном» (нач.: «Чада моя милая, первое имейте веру праву...»), читающееся, например, в сборнике ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 11 (XIV в.) и в рукописи ГИМ, собр. Уварова, № 589/1770, также XIV в. Этот памятник сходен с сочинением Матфея Сарайского (митрополита Алексия), но Филарет считал, что последний переработал сочинение К.
Изд.: Памятники древней русской словесности. — Москвитянин, 1851, кн. 2, № 6, с. 119—134.
Лит.: Материалы для истории русской церкви. М., 1862, т. 1, с. 27—32. Филарет. Обзор, с. 46—47; ПБЭ, т. 1, стб. 393.
О. В. Творогов