МЕСТР, Мейстер, Мейстр (Maistre) Жозеф–Мари де (1753–1821)

МЕСТР, Мейстер, Мейстр (Maistre) Жозеф–Мари де (1753–1821), фр. публицист и философ, идеолог феодально-монархической контрреволюции и ультрамонтанства (крайнего направления в католицизме, добивающегося неограниченной верховной власти папы в церкви и его права вмешиваться в светские дела любого гос-ва), противник лит-ры и философии Просвещения. Назначенный послом Сардинии в России, он с 1803 жил в Петербурге и в 1811–1812 пользовался значительным влиянием при дворе; завязав широкие связи и знакомства среди аристократии и дворянской интеллигенции, М. вел активную пропаганду католицизма в салоне кн. А. Г. Белосельской-Белозерской и др. кругах столичного об-ва, чем вызвал недовольство Александра I, а с изгнанием иезуитов был вынужден в мае 1817 покинуть Россию. В петерб. период М. написал важнейшие свои публиц. произв., в т. ч. изданную посмертно книгу «Петербургские вечера, или Беседы о светской власти Провидения» («Les soirées de Saint-Pétersbourg, ou Entretiens sur le gouvernement temporel de la Providence», 1821), 2-е издание к-рой (Lyon, 1831) имелось у П. (Библиотека П. № 1123). Идеи М. оказали влияние на нек-рых философов и социологов из круга знакомых П. (М. С. Лунина, П. Я. Чаадаева и др.). Не исключена вероятность того, что о М. заходила речь в кишиневских беседах (1821) П. с М. Ф. Орловым, лично знакомым с фр. писателем и состоявшим с ним в переписке, и что седьмой диалог «Петербургских вечеров», содержащий фаталистическое оправдание войны, стал одним из поводов ноябрьского спора «о вечном мире». В статье «<О записках Самсона>» (1830) П. вспомнил «поэтическую» и «страшную страницу» М. (Акад. XI, 94), имея в виду апологию палача в «Петербургских вечерах»; вступительное описание в той же книге летней ночи на Неве и открывающегося оттуда вида северной столицы, в частности — памятника Петру I, отразилось, возможно, в некоторых деталях первой гл. «Евгения Онегина», в наброске «Гости съезжались на дачу...» (1828–1830) и в «Медном всаднике». Имя М. всплыло и в философско-исторических спорах с Чаадаевым: в письме к П. от 14–15 июля 1831 А. И. Тургенев назвал М. в числе «предтечей» Чаадаева (Акад. XIV, 191), и П. с этим согласился, о чем свидетельствует фраза в его письме П. А. Вяземскому от 3 авг. 1831 о нападках «Чедаева с братией» на реформацию (Акад. XIV, 205). По-видимому, около того же времени П. приобрел «Петербургские вечера», а позднее «новое изд.» (Lyon, 1834) «Рассуждений о Франции» («Considérations sur la France») — раннего (1796) сочинения М. о «преступлениях» Французской революции против религии и монархии (разрезаны только самое начало и самый конец; см.: Библиотека П. № 1122). В письме от 1-й пол. (не позднее 11) дек. 1834 П. просил А. И. Тургенева прислать «разве Папу Мейстера» («Du Pape», 1819; Акад. XV, 202).

Лит.: Степанов М. [Шебунин А. Н.]. Жозеф де Местр в России // ЛН. Т. 29/30. С. 576–625; Алексеев М. П. Пушкин и проблема «вечного мира» // РЛ. 1958. № 3. С. 35–39 (То же // Алексеев. П. Сравн.-ист. исслед. С. 203–207; [2-е изд.]. С. 216–220); Нольман М. Н. Полемическое начало в поэме «Медный всадник» (Пушкин — Жозеф де Местр — Мицкевич) // Учен. зап. / Костромской гос. пед. ин-т им. Н. А. Некрасова. 1966. Вып. 13. С. 3–18; Письма посл. лет. С. 427–428; Борев Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М., 1981. С. 187–189; Ларионова Е. О. К изучению исторического контекста «Записки о древней и новой России» Карамзина // Николай Михайлович Карамзин: Юбилей 1991 г.: Сб. науч. тр. М., 1992. С. 4–12.

Б. В. Томашевский, Л. И. Вольперт