АПУЛЕЙ (Apuleius, род. ок. 124 до н. э.)

АПУЛЕЙ (Apuleius, род. ок. 124 до н. э.), римский писатель, автор романа «Метаморфозы», известного также под широко употребляемым заглавием «Золотой осел» («Metamorphoses seu de Asino aureo»).

П. упомянул А. лишь дважды, оба раза в «Евгении Онегине». В черновике предисловия к гл. I (1824), подчеркивая «наблюдение» в ней «строгой благопристойности в шуточном описании нравов» в отличие от «сатирических писателей», которые «далеко не редко не сохраняли должного уважения к читателям и к прекрасному полу», он назвал в числе последних и А., но затем вычеркнул — вероятно, как выходившего своею непристойностью за допустимые границы, соблюдаемые другими перечисляемыми писателями (Ювеналом, Петронием, Вольтером и Байроном) (Акад. VI, 528). В гл. VIII, строфе 1 (1829), содержащей лирическое отступление о лицейских годах, П. вспоминает, что в то время «читал охотно <в черновике: украдкой> Апулея», имея в виду занимательное авантюрное содержание «Золотого осла», в первую очередь многочисленные фривольные сцены, и противопоставляя его обязательным, скучным для ученика, программным серьезным латинским авторам — Цицерону и (в черновике) Вергилию (Акад. VI, 165; привлекательность для подростка эротической стороны романа оттеняется контекстом строфы в черновике — Там же. С. 507). Вставная сказка об Амуре и Психее, известная П. также в переложении Ж. де Лафонтена и стихотворной его обработке И. Ф. Богдановича («Душенька», 1783), служила П. одним из литературных источников «Руслана и Людмилы», а также, по мнению Н. Д. Тамарченко, сна Татьяны в «Евгении Онегине».

Язык А., отличавшийся стилистическим разнообразием и «африканской напыщенностью» (tumor Africus), был труден для понимания ученику Лицея, так что П. читал «Золотого осла», вероятно, или в русском переводе Е. И. Кострова (1780–1781), или во французском переводе.

В имевшемся у П. позднем (1835) издании сочинений А. на французский язык разрезана частично лишь биографическая статья (Библиотека П. № 613).

Лит.: Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // П. Врем. Т. 3. С. 225–238; Тамарченко Н. Д. Сюжет сна Татьяны и его источники // Болд. чтения, [1986]. 1987. С. 114–126; Бетеа Д. М. Мифопоэтическое сознание у Пушкина: Апулей, «Купидон и Психея» и тема метаморфозы в «Евгении Онегине» // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999. Материалы и исследования. М., 2001. С. 208–232.

С. Б. Федотова