Третьяков-Ховрин Иван Иванович

Третьяков-Ховрин Иван Иванович (в монашестве Иона) (ум. между 1555 и 1568) — видный политический деятель 20—40-х гг. XVI в., представитель московского служивого рода Ховриных, племянник И. В. Головы (родоначальника Головиных) и двоюродный брат И. И. Головина-Скрябы, корреспондент Иосифа Волоцкого.

Переписка Иосифа Волоцкого с Т.-Х. была связана с изменением политики Иосифа 1503—1507 гг., переходом Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат и возникшим в связи с этим конфликтом между волоколамским игуменом и Новгородским архиепископом Серапионом. Когда митрополит Симон поддержал Иосифа и отлучил в 1509 г. от церкви Серапиона, многие из прежних друзей волоколамского игумена сочли этот акт несправедливым и обратились к Иосифу с советом «бить челом» бывшему Новгородскому архиепископу. Одним из таких корреспондентов Иосифа и был Т.-Х. В ответ на эту грамоту (она до нас не дошла) Иосиф написал Т.-Х. в декабре 1510 — январе 1511 г. послание, в котором доказывал, что «священные правила не повелевають у того епископа прощатись, которой от старейшаго архиерея... и от всего священного собора отлучен и не благословен и из сана отвержен». Отлучение Серапиона было, по словам Иосифа, справедливым наказанием за «свару» Серапиона с великим князем Василием III и митрополитом. Иосиф оправдывал также свой отказ от подчинения князю Федору Волоцкому и переход под великокняжеский патронат «насильствен» со стороны князя Федора.

Ответом на это послание Иосифа Волоцкого было обширное послание анонимного автора, обвинявшего Иосифа в том, что тот «злата ради» затеял вражду с князем Волоцким и «великий гнев учинил» между великим и удельным князем, митрополитом и архиепископом. Автор восхваляет мужество Серапиона, не убоявшегося «царевы ярости», и осуждает Иосифа за то, что тот (прежде призывавший к бесстрашному сопротивлению «царю-мучителю») всецело связал свою деятельность с великокняжеской властью: «А ты, господине, у кого ся научил ратовать, и кто тя вооружил на брань? У кого еси взял стрелы и кто тя научил стреляти и кто ти щит приготовил? И почему еси дворянин великого князя...?» В одном случае автор обнаруживает близость к складывавшейся в нач. XVI в. доктрине нестяжателей: «А о сем, господине, чего ради помышляеши, что великая обитель не может препитатися? И почему, господине, великая обитель, не токмо ли един ты? И могий единаго себе препитати, а брат твой себе единого препитай, и вси вкупе един по единому кождо единаго себе пропитай...». Не касаясь прямо вопроса о казнях еретиков, вставшего после 1504 г., автор, однако, осуждает стремление Иосифа «огнем зъжещи» «всех грешных по своему уставу».

В. Ф. Ржига, впервые введший это послание в науку, считал, что ответ на послание Иосифа Т.-Х. написал в 1511—1513 гг. сам Т.-Х. Возражая ему, А. А. Зимин справедливо отметил, что такая атрибуция вызывает сомнения: в послании неизвестного нет указания на то, что оно является прямым ответом на послание Иосифа Т.-Х. (типа: «что писал еси ко мне» и т. п.). Но и предположение А. А. Зимина, что послание было написано двоюродным братом Т.-Х., крупнейшим публицистом нач. XVI в. Вассианом Патрикеевым, не представляется достаточно обоснованным.

Т.-Х. покровительствовал книгописанию. В 1507 г. по его заказу был написан экземпляр Четвероевангелия с рисунками известного иконописца Феодосия, сына Дионисия (Феодосии Иконник упоминался, кстати, в послании Иосифа Т.-Х. как посредник между обоими корреспондентами). После 1526 г., когда Т.-Х. стал казначеем, он собственноручно вручил соловецкому игумену Филиппу (будущему митрополиту) покров на гробницу чудотворцев Зосимы и Савватия. Постригшийся в 50-х гг. в Кирилловом монастыре, Т.-Х. принял в 1555 г. участие в составлении «Государева родословца».

Изд.: Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 336—366.

Лит.: Ржига В. Ф. Из полемики «иосифлян» и «нестяжателей» // Изв. АН СССР. Отд. гуманитарных наук. 1929. № 9. С. 807—816; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 433—436; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 171—175; Зимин А. А. 1) Россия на пороге нового времени. М., 1972. С. 126—130; 2) Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI вв.). М., 1977. С. 89—94, 251—254.

Я. С. Лурье