Ефрем, автор Жития Авраамия Смоленского

Ефрем (XIII в.) — автор Жития Авраамия Смоленского. Об авторе агиобиографии Авраамия мы не знаем ничего, кроме его имени, которое сообщается в «самоуничижительной формуле» (captatio benevolentiae), открывающей послесловие к Житию. Изучение литературных источников Жития показывает, однако, что Е. был весьма начитанным книжником. В жизнеописании Авраамия пересказываются эпизоды из житий Саввы Освященного, Иоанна Златоуста, Авраамия Затворника, Феодосия Печерского. Выписки из Жития Феодосия Печерского, из Чтения о Борисе и Глебе (см. Нестор), а также цитаты из Св. писания впервые отождествлены в работе Н. Редкова, которая до сих пор остается наиболее серьезным исследованием Жития. Из Жития Феодосия Печерского Е. приводит две выписки, причем одна из них, в предисловии, отличается буквальной точностью; влияние сочинения Нестора обнаруживается и дальше — на протяжении всего памятника. Молитва, составляющая первую половину предисловия к Житию, является переделкой молитвы в Чтении о Борисе и Глебе; к Чтению Е. обращается в своем произведении еще несколько раз. Автор использует поучение «о казнях божиих» (Повесть временных лет под 1068 г.), ссылается на сборник Златая чепь и делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка пока не отождествлена).

По мнению ряда исследователей, Житие было написано уже после монголо-татарского нашествия (1237 г.), поскольку автор призывает бога уничтожить «измаилтескыя языкы». Оно состоит из трех частей: предисловия, жизнеописания Авраамия и послесловия, которое, в свою очередь, содержит три логически связанные части: похвалу Авраамию, молитву к богородице и «заступление граду».

Биографические сведения об Авраамии сохранились только в Житии. Время его жизни определяется на основании следующих фактов: в житии сказано, что святой был рукоположен в священники при княжении Мстислава Смоленского (Мстислав Романович), который сидел на Смоленском престоле с 1197 г., а в 1214 г. стал Киевским князем; далее здесь упоминается придворный смоленский храм Михаила архангела, построенный в 1191—1194 гг. (датировка Н. И. Брунова); наконец, один из героев повествования — епископ Игнатий, занявший Смоленскую кафедру после 1197 г., упоминался в Троицкой летописи под 1206 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб, 1892, т. 3, с. 48, примеч. 118); преемник Игнатия — Лазарь, принимавший активное участие в судьбе Авраамия, оставил епархию, как предполагается, в 1219 г. Попытка В. Л. Янина отнести деятельность епископа Игнатия к более раннему времени и в связи с этим пересмотреть хронологию Жития Авраамия в целом не выдерживает критики, так как ученый не принял во внимание данные, извлеченные Н. М. Карамзиным из Троицкой летописи (Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. — Новгородский исторический сборник, Л., 1984, вып. 2 (12), с. 88—89, 94).

Авраамий был одним из образованнейших людей своего времени. В Житии перечисляются книги, которые особенно любил святой, причем называются сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина (см. «Паренесис» Ефрема Сирина), Феодосия Печерского; возможно, Авраамий читал также некоторые апокрифические статьи («глубинныя книгы»). Авраамии Смоленский не только сам переписывал книги, но и пользовался услугами писцов монастырского скриптория в Селище. Кроме того, Авраамии Смоленский занимался иконописью — Е. называет две иконы («Страшный суд втораго пришествиа» и «Испытание въздушных мытарьств»), принадлежащие кисти святого. Особенно широкую популярность среди жителей Смоленска Авраамии снискал в качестве проповедника. На основании этого свидетельства Жития делались попытки приписать Авраамию некоторые анонимные сочинения. В частности, С. П. Шевырев пытался доказать, что Авраамию принадлежит «Слово о небесных силах, чесо ради создан бысть человек» (в одном из списков сочинение приписано некоему Авраамию), однако его предположение нельзя считать достаточно аргументированным. Кроме того, Авраамию приписывается молитва, изданная С. П. Розановым (Жития, с. 163).

Разносторонняя одаренность Авраамия, и в особенности талант проповедника, способствовали его известности среди жителей Смоленска, что вызвало зависть местного духовенства. Поэтому святому пришлось покинуть пригородный монастырь в Селище и переселиться в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Но и здесь его продолжали преследовать, и несмотря на возражения светских властей, которые на суде вынуждены были признать невинность Авраамия, духовенство запретило ему совершать литургию и выслало святого из города. Лишь когда по молитве Авраамия случилось чудо и пролился дождь во время засухи, святой был, наконец, оправдан (Б. А. Рыбаков датирует эту засуху 1218—1220 гг.). Епископ Игнатий поставил его игуменом в основанном им монастыре (позднее широко известный Авраамиев монастырь), в котором Авраамий доживал свои дни, пользуясь всеобщим уважением.

Житие в рукописной традиции получило широкое распространение и неоднократно подвергалось переработкам. С. П. Розанов, составитель научного издания памятника, выделяет Основной (полный) его тип, Проложный (сокращенный) тип и переделки. Широкое распространение в рукописной традиции получили службы Авраамию Смоленскому, также изданные С. П. Розановым.

Изд.: Житие преподобного Авраамия Смоленского. — ПС, 1858, № 9, с. 136—148; № 11, с. 369—390; Редков Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом. — Смоленская старина, 1909, вып. 1, ч. 1, с. 1—173; Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему / Приготовил С. П. Розанов. СПб., 1912 (Памятники древнерусской литературы, вып. 1) (репринт: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen und liturgischen Dichtungen über den heiligen Avraamij von Smolensk (Slavische Propyläen, Bd 15). München, 1970); ПЛДР. XIII век. М., 1981, c. 66—105; Древнерусские предания: (XI—XVI вв.). М., 1982, с. 73—116.

Лит.: Буслаев Ф. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. 2, с. 115—122; Ключевский. Древнерусские жития, с. 52—58; Барсуков. Источники агиографии, стб. 8—10; Шевырев С. История русской словесности. 2-е изд. СПб., 1887, ч. 3, с. 213—216; Жития святых, преподобного Аврамия, мученика Меркурия и благоверного князя Андрея, смоленских чудотворцев. 3-е изд. Смоленск, 1894, с. 3—25; Писарев С. П. Памятная книга г. Смоленска. Смоленск, 1898, с. 130—138; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая — 10 июня 1915 г. Киев, 1916, VII (Занятия И. И. Фетисова), с. 155—158; Бугославский С. Литературная традиция в северо-восточной русской агиографии. — В кн.: Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928, с. 332—333 (СОРЯС, т. 101, № 3); Федотов Г. П. 1) «Житие и терпение» св. Авраамия Смоленского. — Православная мысль. Париж, 1930, т. 2, с. 127—147; 2) The Russian Religious Mind. Cambridge, Mass., 1966, vol. 1, p. 158—175; Рыбаков БА. Смоленская надпись XIII в. о «врагах игуменах». — Сов. археол., 1964, № 2, с. 179—187; Панченко АМ. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973, с. 92—94; Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988—1237). München, 1982, S. 101—103, 139—142, 238—240; Янковска Л. А. К исследованию писательского мастерства Димитрия Ростовского: (Литературная обработка Жития Авраамия Смоленского). — Slavia Orientalis, 1984, т. 33, № 3—4, с. 383—396.

Д. М. Буланин