Стихотворение написано в связи с появлением в журнале «Северный наблюдатель» (1817. № 15. Отд. III. С. 54–56) двусмысленного отзыва
М. Н. Загоскина о постановке на сцене комедии Г.
«Молодые супруги». Г. писал
Катенину 19.10.1817: «Дурак Загоскин в журнале своем намарал на меня ахинею. Коли ты хочешь, непростительно, точно непростительно этим оскорбляться, и я сперва, как прочел, рассмеялся, но после, чем больше об этом думал, тем больше злился. Наконец, не вытерпел, написал сам фасессию и пустил по рукам, веришь ли? нынче четвертый день, как она сделана, а вчера в театре во всех углах ее читали, благодаря моим приятелям, которые очень усердно разносят и развозят копии этой шалости. Я тебе ее посылаю, покажи Бегичеву, покажи кому хочешь, впрочем, воля твоя, нельзя же молчаньем отделываться, когда глупец жужжит об тебе дурачества» (3, 14).
Д. А. Смирнов рассказывает в своих записках «К биографии Грибоедова»: «Написавши сгоряча „Лубочный театр“ (это было в 1817 году, Г. тогда был молод), он бросился с ним к одному, к другому, к третьему издателю, чтобы напечатать. „Помилуйте, Александр Сергеевич, — отвечали ему всюду, — разве подобные вещи печатаются: это чистые личности“. Еще более раздосадованный такими отказами, Г. нанял писцов, и в несколько дней, через знакомых и знакомых знакомых по Петербургу разошлось до тысячи рукописных экземпляров „Лубочного театра“. Загоскин был одурачен» (ИВ. 1909. Апрель. № 4. С. 135). Приняв меры для распространения «Лубочного театра» в списках (сообщение о количестве которых, конечно же, сильно преувеличено), Г. не терял надежды и напечатать стихотворение. В том же письме он спрашивал Катенина, находившегося тогда в Москве: «Как ты думаешь? „Вестник Европы“ не согласится у себя напечатать? Бегичев с ним приятель. Я бы подписал свое имя (коли нельзя иначе)». С этой целью Грибоедов предлагает в печатном тексте замены: «Вместо Загоскина: Вот вам Михаило Моськин. А в другом месте: Вот Моськин-Наблюдатель» (3, 15). Автор назвал написанный им стихотворный текст «фасессией».
Фацетия, или
фацеция (от лат. facetia — шутка, острота), — жанр словесности, возникший в европейской литературе средневековья и вполне сложившийся в эпоху Возрождения. Однако жанровая сущность, поэтика и стилистика произведения Грибоедова понятиями «фацетия», «памфлет» и т. п. не раскрываются. Прежде всего это пьесамонолог, написанная в духе, принципах и образной стилистике фольклорного театра. «Лубочный театр» принадлежит к иной драматургической системе, нежели прочие пьесы молодого Г. Здесь поэтика народного, площадного зрелища испробована и, можно сказать, исследована будущим автором
Г.о.у. Ср. зарисовку с натуры: «Честные господа, пожалуйте сюда! — кричит расписанный паяц. — Здесь вы увидите вещи невиданные, услышите речи неслыханные, диво дивное. Заморская комедия! Скорее, скорее, почти все места заняты» (
Ф. Б<улгарин>. Качели // СП. 1825. 2 апр.). Знакомство Г. с различными формами фольклорного театра началось еще в ранние детские годы во время городских праздников и гуляний (в Москве они происходили под Новинском, где был его дом). Подобно балаганному «деду» Г. «демонстрирует» в своей фацеции нелепого
Загоскина и его нелепых персонажей, пользуясь особой стихотворной речью — свободной ритмически, но обязательно рифмованной, получившей название раёшного стиха, или раёшника. В чем-то «Лубочный театр» перекликается с монологами Чацкого с перечислением московских «оригиналов».