КЛИНГЕР (Klinger) Фридрих Максимилиан (Федор Иванович) (1752—1831)

КЛИНГЕР (Klinger) Фридрих Максимилиан (Федор Иванович) (1752—1831), нем. писатель, драматург и автор сатирико-филос. повестей и романов, рус. воен. педагог. Друг юности Гете, он был автором драмы об амер. войне за независимость — «Буря и натиск» («Sturm und Drang», 1776), загл. к-рой дало имя сентименталистско-преромантическому течению «бурных гениев» (Kraftgenien) во главе с Гете в нем. лит-ре 1770—1780-х. Подобно многим неимущим нем. литераторам недворянского происхождения, К. легче было сделать карьеру за границей, чем на родине, и он отправился в 1780 в Россию, где и провел затем всю жизнь. К. становится ординарцем цесаревича Павла и чтецом при его жене Марии Феодоровне, т. е. он приближен к «малому двору» в Павловске и Гатчине. К. сопровождал «графа и графиню Северных» (наследную чету) в их путешествии по Европе в 1781—1782, во время к-рого возобновил и завел много лит. знакомств (Д. Дидро, Бомарше и др.). Затем К. находился в рус. армии на Западном Буте, готовившейся действовать против турок. С 1785 К. начал педагогическую деятельность в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, к-рый он фактически возглавил в 1797. С 1803 он руководил также и Пажеским корпусом. В 1803—1817 К. — попечитель Дерптского учебного округа и куратор Дерптского ун-та; состоял также членом советов Мин-ва нар. просвещения и СПб. женского уч-ща св. Екатерины. Не согласившись с возобладавшим в рус. педагогике религиозно-мистическим направлением, К. вышел в отставку в 1820 в чине генерал-лейтенанта.

Среди знакомых К. в России — Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, В. К. Кюхельбекер, возможно, П. Я. Чаадаев и др. Вообще же в «свете» К. пользовался репутацией сухого педанта и безбожника. Близость К. к Павлу I и к Александру I позволила ему увидеть вблизи нравы рос. двора и заставила пережить трагедию цареубийства, к-рая так его потрясла, что он замкнулся в «духовном одиночестве» (Веселовский Александр Н. В. А. Жуковский и А. И. Тургенев в литературных кружках Дрездена (1826—1827 гг.): Заметки к дневнику А. И. Тургенева // Веселовский А. Н. Избр. тр. и письма. СПб., 1999. С. 177).

Расцвет творчества К.-прозаика приходится на годы, проведенные в России, причем писатель долго скрывал свое авторство из опасения повредить карьере: поздняя драматургия и проза К. носят резко сатирич., просветительско-антицерковный характер и нередко в иносказательной форме касаются событий рос. истории и современности (напр., в трагедии «Ориент» («Orientes», 1790) затронута тема суда Петра I над царевичем Алексеем). Произв. К. «русского» периода — романы «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» («Fausts Leben, Taten und Höllenfahrt», 1791), «Фауст стран Востока» («Faust der Morgenländer», 1797), «История немца новейшего времени» («Geschichte ernes Teutschen der neuesten Zeit», 1798), сб. «Наблюдения и мысли, относящиеся к различным предметам мира и литературы» («Betrachtungen und Gedanken über verschiedene Gegenstände der Welt und der Literatur», 1803—1805). Мировоззрение и лит. взгляды К. испытали на себе влияние Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Гете.

Имея общих знакомых, П. мог встречаться с К. в Петербурге и несомненно знал о его творчестве. В пушк. кругу ценили «Фауста» К., и мотив, имеющийся в этом романе, — полет Фауста на хвосте дьявола — появляется у П. в набросках т. н. «Адской поэмы» («<Наброски к замыслу о Фаусте>», 1825). Предполагается без уверенных доказательств, что романом К. навеяны нек-рые рисунки П. Но самое примечательное из соч. К., с т. зр. пушк. творчества, — это анонимно изданный в Базеле смелый филос.-сатирич. антирелиг. роман (повесть) «История о Золотом петухе: Добавление к истории церкви» («Die Geschichte vom goldnen Hahn: Ein Beitrag zur Kirchen-Historie», 1785). Осужденный нем. критикой, роман был переведен и хорошо принят во Франции в годы Революции («Le Coq d’or, fragment historique pour servir de supplément à 1’histoire ecclésiastique», 1789). Этот аноним, фр. пер., полностью передающий содержание оригинала, был известен в России, и П. мог познакомиться с ним в годы южной ссылки (узнав о нем от А. Н. Раевского), если не ранее. О вероятности такого знакомства говорит сатирич. травестирование евангельского сказания о Благовещении в «Гавриилиаде» (1821), близкое по авторской позиции к той части романа К., где рассказывается, как «принц рогоносцев» (в нем. подлиннике не сохраненная во фр. пер. игра слов: Hahn — петух и Hahnrei — рогоносец, обманутый супруг), превращенный впоследствии в золотого петуха, выступил в роли архангела Гавриила (издавая роман в своем собр. соч., в 1810-х, К. основательно переделал его и вовсе убрал «соблазнительную» историю принца).

Образ зловещей волшебной птицы из романа К. мог врезаться в память П. и отразиться в ряде произв. поэта: возможно, в сне Татьяны, в гл. V «Евгения Онегина» (1826), а также в черновиках «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) («Строфилус-птица», сидящая «на спице».— Акад. III, 1088). В «Сказке о золотом петушке» (1834) этот образ оказался в центре сюжета, соединившись с мотивом охраняющего город или страну от врагов волшебного истукана-талисмана, пришедшим к П. предположит, из ср.-век. легенды, переработанной В. Ирвингом. Вполне вероятно, что П. зорко разглядел в петухе К. глубоко скрытую автором пародию на геральдическую птицу — рос. орла. Во всяком случае, пушк. сказку и роман К. объединяет «намек» («Добрым молодцам урок») на актуальную опасность нравственной слабости самодержавной власти в России.

Лит.: Сиповский В. В. Пушкин: Жизнь и творчество. СПб., 1907. С. 354; Mazon A. La conte du Coq d’or: Pouchkine, Klinger et Irving // Mélanges en 1’honneur de J. Legras. Paris, 1939. P. 207—214 (Travaux publiés par 1’Institut d’études slaves. T. 17); Загорский М. Б. Пушкин и театр. М.; Л., 1940. С. 328—329; Цявловская Т. Г. «Влюбленный бес»: (Неосуществленный замысел Пушкина) // ПИМ. Т. 3. С. 105—107 (То же // Пушкин А. С. Рисунки. М.: Воскресенье, 1996. С. 605—608 (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 19 т.]. Т. 18)); Алексеев М. П. Пушкин и повесть Ф. М. Клингера «История о Золотом Петухе» // Врем. ПК. 1979. С. 59—95 (То же // Алексеев. П. и мировая лит-pa. С. 502—541); Астафьева О. В. Пушкин и Клингер // ПиС. СПб., 1999. Вып. 1 (40). С. 208—212.

М. Ю. Коренева, Р. Ю. Данилевский