Георгий Скрипица

Георгий Скрипица (нач. XVI в.) — ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что вдовые священники «делают безчиние — после своих жен держат у себя наложницы, а вся священническая действуют» (второй брак священникам-вдовцам запрещался, и поэтому вторые жены в таких случаях приравнивались к наложницам). Вдовые священники и дьяконы, имеющие наложниц, полностью лишались сана, а тем, на которых «улики нет о падении блудном», разрешалось исполнять обязанности дьячков и получать от новых священников и дьяконов четверть их дохода. Слагать сан вдовым священникам предписывал еще в XIV в. митрополит Петр, а в XV в. — митрополиты Фотий и Феодосий; такое же правило существовало и в Пскове.

Г. С., протестовавший против этого решения, не известен какими-либо иными выступлениями в публицистике конца XV — начала XVI в.; о нем известно только, что он сам был вдовым священником — «нищим вдовцом». Г. С. указывал, что постановление собора 1503 г. противоречит всем канонам православной церкви: «дерзнули есте сотворити дело велико, каково не бывало, как и стала православная вера». Он указывал на сугубо формальный характер этого постановления: «А вы, господа, всех ереев и диаконов безо испытания на лица зря, осудили: которой поп имеет жену — чист, а не имеет жены — нечист, а чернец, не имея жены, чист... А вы неблагословною виною раздор в церкви священником учинили есте: чернцем попом — достойно служити во градех и в селах, а вдовцом, чистым попом недостойно служити...». В таком предпочтении «чернецов» над белым духовенством автор усматривал сходство с «латинством»: «и в латинской вере ино ереом их быти всем без жен, они бо, кроме божия писания, изобрели себе ересь своей погибели». В ответ на утверждение, что решение это принято ради благочестия — «что попы в жен место наложницы держат», автор указывал, что это зло сотворилось от «нерадения и небрежения» самих высших иерархов, которые не «дозирали» священников, препоручая это дело светским властям — боярам, дворецким, «тиунам» и «доводчикам»; несправедливым иерархам он противопоставлял в качестве окончательной инстанции «царский суд».

Инициатором решения собора 1503 г. о вдовых попах считался Иосиф Волоцкий, которому принадлежит сочинение в защиту его, включенное в Стоглав. Однако выступивший против этого решения Г. С. не обнаруживал никаких черт принадлежности к направлению, которое обычно противопоставляется в научной литературе «иосифлянству» — к «нестяжательству» (главный публицист этого направления Вассиан Патрикеев упомянул о решении о «попех вдовыех» лишь между прочим — в более поздней полемике с Иосифом). Выступление Г. С. свидетельствует о существовании в конце XV — начале XVI в. публицистов независимого направления, противостоявших церковной верхушке.

О соборном решении 1503 г. см.: ААЭ, т. 1, № 383; ПСРЛ. СПб., 1853, т. 6, с. 49; Стоглав. СПб., 1863, гл. 77—81.

Изд.: Написание вдового попа, Георгия Скрипицы, из Ростова града о вдовствующих попах // ЧОИДР, 1848. год 3-й. № 6, отд. 4, с. 45—54.

Лит.: Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, ч. 1, с. 619—623; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI в. М.; Л., 1947, с. 107—109; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 279; Лурье ЯС. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960, с. 425; Zorn J. М. The Disciplinary Rulings of the Council of 1503 // The Council of 1503: Source Studies and Questions of Ecclesiastical Landowning in XVIth-Century Muscovy / Ed. by E. L. Keenan and D. G. Ostrowski. Cambridge Mass., 1977, p. 45—56 (ротапринт).

Я. С. Лурье