Феодор, игумен Симоновский

Феодор (в миру Иоанн) (ум. 28 XI 1394) — игумен Симоновский, затем архиепископ Ростовский, писатель, переводчик и иконописец. Ф. родился в Радонеже в семье ростовского уроженца Стефана, влиятельного лица при дворе радонежского князя Андрея Иоанновича. Рано оставшись без матери, был воспитан и пострижен в монахи своим родным дядей Сергием Радонежским, прожив вместе с ним в монастыре более 22 лет, где получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать. Около 1370 г. Ф., по благословению Сергия, основал на окраине Москвы Симонов монастырь, игуменом которого и оставался долгое время.

В 1374 г. состоялось его (и Сергия Радонежского) личное знакомство с Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексею в качестве посланника константинопольского патриарха Филофея. В 1378 г. Ф. и Сергий Радонежский ведут тайную от великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского переписку с Киприаном (бывшим тогда митрополитом Малой Руси и Литвы и жившим в Киеве) об утверждении его в Москве на митрополии «всея Руси» вопреки воле великого князя, но в согласии с правом наследования по митрополите Алексее.

После Куликовской битвы Ф. стал духовным отцом Дмитрия Донского; впервые об этом упоминается в связи с направлением его в феврале 1381 г. во главе посольства в Киев звать Киприана на Москву в качестве митрополита «всея Руси». С июня 1383 г. по конец 1384 — начало 1385 г. Ф. живет в Константинополе, отпущенный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Ф. получает от константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, дававшие ему право подчиняться непосредственно самому византийскому патриарху, минуя русского митрополита. После получения зимой 1384—1385 гг. послания из Киева от Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Ф. (в 1386 г.) добивается от великого князя разрешения на поездку туда же для выступления на соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Царьграде, он договаривается с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принимает от него сан архиепископа Ростовского (1386 г.). На родину он добирается в течение трех лет (прибыл к 1388 г.). Весной 1389 г. участвует в оппозиции митрополиту Пимену, вынудившей того вопреки воле князя пойти на соборный суд в Царьград, но, отправившись следом за Пименом, Ф. сталкивается с ним в Кафе, где Пимен заключает его в тюрьму. После освобождения к Ф. присоединяется Киприан, и 27 июня 1389 г. оба они прибывают в Константинополь, где после низложения Пимена Киприан был восстановлен в правах митрополита «всея Руси». 6 марта 1390 г. Ф. торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана.

Согласно летописным источникам, к концу жизни Ф. архиепископия его включала, кроме Ростова, Ярославль, Белоозеро, Устюг, Угличе Поле и Мологу. Ф. был причислен к лику святых еще в XV в., и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак Ф. помещен в сборнике ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 1083, 1476—1483 гг.). Житие Ф. задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее Житие Ф. с очерком судьбы Симоновского монастыря до нач. XVIII в., датированное 1723 г. (ГИМ, Синод. собр., № 580). В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) дается такой иконописный портрет Ф.: «подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».

Ф., так же как «единомудренные» с Киприаном Сергий Радонежский и Дионисий Суздальский, принадлежал к числу сторонников «общежительного» движения среди русского монашества; он был разносторонне образованным и одаренным человеком, тонким дипломатом.

Тексты оригинальных произведений Ф. не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Ф. совместно с Сергием Радонежским написал два послания митрополиту — в июне — нач. октября 1378 г. и в кон. 1384 — нач. 1385 г. Кроме того, в 1386 г. он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против Пимена. Послание Ф. 1384—1385 гг., направленное Киприану в Киев, должно было известить изгнанного из Москвы митрополита о результатах поездки в Константинополь Ф., ставшего тогда «первоигуменом», о Дионисии Суздальском, поставленном тогда митрополитом, и о вызове на суд вселенского собора митрополита Пимена.

Ф. занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. В работе Г. М. Прохорова «К истории литургической поэзии...» «пръвопрезвитеру» Ф. атрибутируется перевод четырех произведений (там же дан перечень их списков): Канон на успение богородицы (С. 144, № 10), Канон в «глад и томление от скудства житнаго» (С. 145, № 17), Канон богородице о бездождии с акростихом (С. 142, № 1), молитва в бездождие (С. 146—147, № 2). Кроме того существуют списки еще трех переводов Ф.: Чина малого освящения воды (ЦГАДА, собр. Московской Синодальной типографии, № 42), молитвы Филофея «на покрестьи» (ГБЛ, собр. МДА, № 183) и Канона-молебна богородице (ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. —164). Последний перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия») и содержит неизвестный факт биографии автора о лишении Ф. святительского сана, происшедшем, очевидно, во время борьбы с Пименом («Канон-молебен ко пресвятей богородице, певаемь от лица незрящего человека. Творение Иоанна Евхаитскаго. Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше — презвитера»). Язык переводов Ф. отличается простотой, четкостью и выразительностью. (Следует учесть, что И. У. Будовниц ошибочно отождествляет Ф. «протопресвитера» с Феодором, протопопом Благовещенского собора).

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Ф. был известен и как живописец, оставивший после себя «многие иконы»: на Москве были известны его письма иконы «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и «образ» его дяди Сергия Радонежского (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 591—592). Живописью Ф. занимался в основном в ранний период жизни в Московском Симоновом монастыре.

Лит.: Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. СПб., 1861. Т. 2. С. 379; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1866. Т. 4. С. 260; СПб., 1877. Т. 8. С. 47; Ключевский. Древнерусские жития. С. 92, 353—354; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Стб. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 591—592; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 57—58, 63; Толстой М. В. Книга глаголемая о российских святых // ЧОИДР. 1887. Кн. 4, отд. 2. С. 95—97. № 227; Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид // Душеполезное чтение. 1891, май. С. 3—15; июнь. С. 145—154; июль. С. 303—315; Сергий. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. Т. 2. С. 369; РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 419—426. № 5; Стб. 212, 216—220. № 33; Федотов. Феодор // РБС. 1913. Т. 25. С. 313—316; Будовниц. Словарь. С. 102, 351, 353; Прохоров Г. М. 1) К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 140, 142, 144—147; 2) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 28, 54—60, 78, 104, 110—113, 166—188, 193—204, 224—228; Дробленкова Н. Ф. Феодор // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 169—171.

Н. Ф. Дробленкова