Киприан, митрополит Киевский и всея Руси

Киприан (ок. 1330 — 16 IX 1406) — митрополит Киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец. По рождению южный славянин, болгарин или серб (произведения XV—XVII вв. называют его сербом), возможно, из тырновской семьи Цамблаков. Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского; сблизился там с Евфимием; ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. О своем пребывании на Афоне К. говорит в ответном Послании Афанасию Высоцкому. Очевидно, к этому периоду относится «Еуфимия патриарха Терновского послание к Киприану мниху, живущу во святей горе Афонстей...» (приходится допустить только, что слова «патриарха Терновского» добавлены в заглавие позднее, так как до 1375 г. Евфимий не был патриархом, после же этого года К. не мог жить на Афоне).

В Византии К. сблизился с патриархом Филофеем Коккином (1353—1354, 1364—1376 гг.) и стал его келейником. Около 1373 г. он был послан патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексеем. К. свою задачу выполнил. 9 марта 1374 г. он присутствовал в Твери на посвящении тверского епископа Евфимия, затем с митрополитом отправился в Переяславль Залесский. Из Великой Руси К. вернулся в Литву. В том же 1374 г. им было предпринято перенесение из Вильны в Константинополь останков и прославление там литовских мучеников-христиан — Круглеца-Антония, Нежила-Ивана и Кумца-Евстафия, убитых в 1374 г. по приказу язычника князя Ольгерда. В 1375 г., когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья отправили К. с грамотой к патриарху, прося посвятить К. в митрополита литовского. Патриарх Филофей 2 декабря 1375 г. рукоположил его в митрополита «киевского, русского и литовского» с тем, чтобы после смерти митрополита Алексея он объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси. 6 июня 1376 г. К. прибыл в Киев и оттуда через послов попытался добиться признания своих прав от московского князя, Новгорода и Пскова, но тщетно. Летом 1378 г. (митрополит Алексей умер 12 февраля 1378 г.), списавшись с Сергием Радонежским и Феодором Симоновским, К. сделал попытку вступить в свои права наследования вопреки воле князя, но был схвачен около Москвы, провел ночь в заточении, а затем был выдворен. Сохранились три его послания к игуменам Сергию и Феодору, из которых и известно об этом событии. Первое написано 3 июня из Любутска, непосредственно перед попыткой проникнуть в Москву, второе — 23 июня, сразу же после выдворения. Оно представляет собой уже публицистическое произведение, рассчитанное на то, чтобы его — под угрозой церковного отлучения — читатели сохраняли и распространяли. В нем К. обосновывает свои права и предает проклятию князя Дмитрия Ивановича. Но при этом К. продолжает рассматривать московского великого князя как в идеале князя всероссийского. В третьем послании (от 18 октября 1378 г.) К. ободряет своих корреспондентов-сторонников, в которых было разочаровался, и выражает готовность ехать в Константинополь. Туда он отправился зимой 1378/79 г. и пробыл там до июня 1380 г., когда собор патриарха Нила поставил в митрополиты «Киевские и Великой Руси» Пимена. К. покинул Константинополь незадолго до окончания работы собора. Патриарх Нил оставил за ним звание митрополита «Малой Руси и Литвы», но в случае его смерти дал Пимену право распространить свою власть на Малую Русь и Литву и стать митрополитом «Киевским и всея Руси». Весной 1381 г., после гибели Мамая, Дмитрий Донской вызвал К. из Киева, и 23 мая 1381 г. тот в Москву явился (в декабре возвращавшегося на Русь Пимена задержали в Коломне и отправили в заточение в Чухлому). Может быть, к этому времени, если не к девяностым годам, относится сохранившийся отрывок «От иного послания о повинных», атрибутируемый теперь К. (Г. М. Прохоров), а прежде приписывавшийся и Дионисию Суздальскому (А. С. Павлов), и киевскому епископу Даниилу (как якобы написанный в 1113 г. Владимиру Мономаху) (М. Н. Тихомиров).

В том же 1381 г. К. создал свою редакцию Жития Петра митрополита. В уста Петра К. вложил здесь пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. Эта редакция Жития вошла как составная часть в написанную К. Службу митрополиту Петру, состоящую кроме Жития из стихир, чтений из библейских книг, двух канонов и (после шестой песни канонов) кондака. В этой службе наряду с мольбами о защите «от безбожныих и чюжеверныихъ нахождения и усобныа рати» содержатся и выражения радости по поводу недавно одержанной победы над «агарянами», т. е., очевидно, победы над Мамаем в Куликовской битве. Житие издано в кн. Г. М. Прохорова.

К первому периоду пребывания К. в качестве митрополита в Москве (1381—1382 гг.) должны относиться его «Ответы» игумену Афанасию, «въпросившему о некоих потребных вещех», касающихся монастырской жизни. Эта датировка, расходящаяся с датировкой «Ответов» 1390—1405 гг. их издателями в РИБ, определяется тем, что Афанасий Высоцкий, которому «Ответы» вероятнее всего адресованы, в 1382 г. покинул Северо-Восточную Русь вместе с К. В этих «Ответах» К. говорит, в частности, что в церкви надлежит читать Толковое Евангелие, а на трапезе Патерик, книги св. Ефрема (см. «Паренесис» Ефрема Сирина), св. Дорофея, «также и Шестоденьник святаго Василья и святаго отца Иоанна Златоустаго», что «села и люди держати иноком не предано есть святыми отци»; здесь же К. пишет о конечной задаче иноков — заполнить собой места павших с небес во тьму по причине гордости ангелов (ср. с «Диоптрой Филиппа Пустынника) и выражает уверенность в близком конце света.

Во время нашествия на Москву Тохтамыша (26 августа 1382 г.), когда князь Дмитрий Иванович бежал в Кострому, а в Москве «людие сташа вечем», митрополит, за два дня до этого вернувшийся из Новгорода, и великая княгиня были ограблены и с трудом выбрались из города. К. отправился в Тверь; оттуда съездил в Новгород; затем возвратился в Тверь. В начале октября князь Дмитрий Иванович вызвал его оттуда в Москву, а Пимена перевел из Чухломы в Тверь. В это время, по-видимому, сам К., стараясь предостеречь князя от решения сменить митрополита, придал вид учительного риторического «слова» летописной Повести о Митяе-Михаиле, своем предыдущем конкуренте (издана в ПСРЛ и в кн. Г. М. Прохорова). Той же осенью, однако же, К. был изгнан из Москвы, а туда из Твери был переведен Пимен, и митрополия вновь оказалась поделенной по границе ордынских владений.

Около 1385—1386 г. К. послал на Русь письмо, адресованное «а-игумену», в каковом игумене вероятнее всего видеть Феодора Симоновского. В нем он ставит адресата в известность, что отправляется в Царьград, и выражает уверенность в скорой победе над «лживым человеком и льстивым».

27 апреля 1387 г. в Константинополе, в Студийском монастыре, К. закончил переписку «Лествицы» Иоанна Синайского.

29 мая 1387 г. К. был послан императором Иоанном V Палеологом в Малую Русь с обязательством возвратиться в течение года.

В феврале 1389 г. новый константинопольский патриарх Антоний низложил великорусского митрополита Пимена и восстановил К. в звании митрополита Киевского и всея Руси. 1 октября 1389 г. К. покинул Константинополь и через Белгород-(Аккерман) и Киев прибыл 6 марта 1390 г. в Москву. Оттуда он послал письмо к русскому духовенству в Константинополе, «поведающе многия беды их морского плавания, страшного пути, случившегося им» в Черном море, между Константинополем и Белгородом (Аккерманом); письмо это до нас не дошло; знаем о нем из упоминания в «Хожении» Игнатия Смольнянина.

Вероятно, к этому времени (если не к 1381 г.) относится упомянутое выше послание К. великому князю под заглавием «От иного послания о повинных»: такая датировка позволяет отнести слова о «от злобы на добро совращении» отца адресата к великому князю Дмитрию Ивановичу и связать их с намеком на какое-то совершенное тем зло, содержащимся в «Слове о житьи и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русъскаго». Со Словом послание «о повинных» роднит также неоднократное, почти назойливое величание здесь адресата царем, а его владений — царством. Датировка этого послания временем не раньше 1390 г. позволяет понять и его положение в рукописях; где оно помещается — очевидно, в хронологическом порядке — последним, пятым, после послания, которое датируется концом 1384 — началом 1385 г. 21 октября 1391 г. К. после жалоб на игумена Цареконстантиновского монастыря дал тому Уставную грамоту с перечнем того, что он может получать с принадлежащих монастырю сел. В феврале 1392 г. К. две недели пробыл в Новгороде, стараясь восстановить митрополичье право на апелляционный суд, отнятое новгородцами в 1385 г., при митрополите Пимене.

28 июня 1392 г. (но возможно также, что в 1404 г., когда был 12-й индикт, которым наряду с 6900/1392 г. датирована соответствующая грамота; в 1392 г. был 1-й индикт) великий князь Василий I Дмитриевич совместно с К. написал Уставную грамоту о разграничении княжеских и митрополичьих прав и владений.

29 августа 1392 г. К. дал новгородскому епископу Иоанну грамоту о неприкосновенности церковных слуг и вотчин. О присвоении новгородцами митрополичьего права на апелляционный суд К. написал патриарху. Он просил его также передать в его ведение, изъяв из суздальской архиепископии, Нижний Новгород и Городец. Новгородцы тоже послали к патриарху свое посольство, жалуясь на митрополита, требуя большей от него независимости и угрожая в противном случае перейти в латинство. В 1393 г. после успешной войны московского князя с Новгородом новгородцы через послов выразили покорность ему и митрополиту и одарили ответного митрополичьего посла.

В 1394 г. в Новгород пришли посланные патриархом грамоты с убеждением во всем покоряться митрополиту, а в Великий пост 1395 г. туда с патриаршим послом вновь прибыл сам митрополит. Из Новгорода 12 мая 1395 г. он послал две грамоты в Псков. Одной из них он запрещал мирянам судить священников и посягать на церковные имущества, а овдовевшим и вторично женившимся священникам служить запрещал. Второй грамотой он отменял уставную грамоту архиепископа Дионисия Суздальского с добавками «к грамоте князя великого Александрове», повелевая псковичам следовать исключительно грамоте князя Александра. Тогда же он написал новгородскому духовенству поучение о церковных службах.

После 1395 г. К. сообщил в Псков, что послал туда «устав божественной службы Златоустовы и Великаго Василья», а также сам текст служб и «Синодик правый, истинный, который чтут в Царигороде, в Софьи Святой, в патриархии», и что он приписал к нему, «как православных царий поминати, такоже и князей великих, и мертвых и живых, якоже мы зде в митропольи поминаем». Из этих его слов и ясно, что К. сумел добиться включения в церковные «многолетия» на Руси имен византийских императоров; преодолеть сопротивление этому со стороны великого князя Василия Дмитриевича помог ему своей грамотой патриарх Антоний. К. пишет еще, что послал в Псков Синодик «правый царегородскый», по которому, как он говорит, «мы здесе поминаем, или еретиков проклинаем», из чего следует, что Синодик содержал провозглашавшиеся византийской церковью в первое и второе воскресенья Великого поста поминовения защитников православия и анафематствования еретиков.

В единственном списке (ГИМ, Синод. собр., № 222, Кормчая, XVI в.) под именем К. сохранилось поучение «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным христианом». Но на московском соборе 1503 г. и Стоглавом соборе оно считалось принадлежащим митрополиту Петру.

26 августа 1395 г., во время приближения к Москве Тимура (Темир-Аксака), из Владимира в Москву по инициативе К. была перенесена икона Богоматери Владимирской, а поскольку Тимур как раз в это время повернул от Москвы, К. основал церковь и монастырь во имя Сретения на месте встречи иконы в Москве и постановил ежегодно праздновать это событие. Весной того же 1396 г. К. с великим князем Василием Дмитриевичем посетил недавно взятый Витовтом Смоленск; поставил там епископа Насона. Затем на полтора года удалился в Киев. Рукоположил в Лутск нового епископа Феодора; вел переговоры с королем Ягайло об унии православной церкви с римско-католической; король и митрополит писали об этом патриарху Антонию, предлагая созвать общецерковный собор на Руси. В январе 1397 г. патриарх ответил каждому из них, что и время и место для такого собора неподходящи и что лучше бы польский король, объединившись с венгерским, озаботился освобождением Византии от неверных, а К. использовал бы свое влияние на его «большого друга» польского короля в этом направлении. 7 октября 1397 г. К. вернулся в Москву. В 1398 г. в ответ на просьбу патриарха Матвея и императора Мануила русские князья, по совету К., послали в Византию 20 тысяч рублей, в ответ на что получили оттуда икону «Спас в белоризцех», которая была поставлена в церкви Благовещения. На масленице 1399 г. К. побывал в Твери, после чего московский и тверской князья «покрепиша миру», а оттуда поехал в Литву к Витовту.

13 сентября 1399 г. К. написал подтвердительную грамоту владимирскому Рождественскому монастырю на суздальское с. Весьское. данное монастырю князьями в память об Александре Невском (сохранился подлинник грамоты).

Примерно в конце 90-х гг. К. добился уничтожения отдельной Галицкой митрополии, распространив свою власть — вопреки даже воле константинопольского патриарха — на Молдовлахию и Галицию. В 1400 г., во время осады Константинополя Баязидом, патриарх Матфей прислал к К. грамоту с новой отчаянной просьбой о денежной помощи Царьграду, теснимому мусульманами. В этой грамоте патриарх называет К. «любящим ромеев человеком» (РИБ, т. 6, Приложения, № 46, стб. 311—316). В июле 1401 г. К. созвал собор, на котором Иоанн Новгородский и Савва Луцкий вынуждены были «отписаться» от своих епископий и были задержаны в Москве. Иоанна Новгородского К. заточил в монастыре Николы Старого и продержал там около трех с половиной лет.

В 1402 г. великий князь Василий Дмитриевич и К. разыскали, утвердили и размножили старый Номоканон, включающий Устав Ярослава (Русская Правда), Судебник греческого царя Константина и Устав князя Владимира о церковных судах и десятинах.

25 ноября 1402 г. по благословению К. была написана договорная грамота великого князя Василия Дмитриевича и князей Владимира Андреевича и Юрия, Андрея и Петра Дмитриевичей с великим князем Рязанским Феодором Ольговичем о дружбе, согласии и общей политике по отношению к Орде и Литве.

14 июня 1404 г. К. написал некоей бездетной вдове Феодосье, мужа которой убили «холопи», грамоту на усыновление ею приемыша Тимошки, сославшись при этом на найденное им в Номоканоне соответствующее правило. Перед отъездом в западную часть митрополии К. освободил новгородского архиепископа Иоанна и отпустил его в Новгород. Восстановить право на апелляционный суд в Новгороде он так и не смог.

20 июля 1404 г. К. поехал из Москвы в Вильну (был там с большой честью принят Витовтом), затем в Киев. Во время этой своей поездки К. побывал в Луцке. В 1405 г. присутствовал на встрече Витовта с польским королем Ягайлом в Милолюбне. По настоянию Витовта снял сан с туровского епископа Антония, обвиненного в побуждении ордынского царя Шадибека к нападению на под властные Литве и Польше русские города; К. отослал его в Москву.

1 января 1406 г. К. вернулся в Москву. За четыре дня до смерти К. продиктовал духовную грамоту, которую велел прочесть вслух при своем погребении. В ряде летописей к ней прилагается философско-поэтическое произведение на тему о бренности и суетности земной жизни, написанное, очевидно, по поводу смерти К. (в Никоновской летописи оно ему приписано). Духовная К. включена в Великие Минеи Четии митрополита Макария под 31 августа.

Во второй период управления всероссийской митрополией К. часто бывал в подмосковном Голенищеве, где он воздвиг «опришную» церковь во имя Трех Святителей, и в волости Сенеж на Святом озере Владимирской области, где он построил церковь и основал монастырь во имя Преображения Господня.

По-видимому, в эти последние годы жизни К. сделал незначительные дополнения к своему Житию митрополита Петра (в частности, появилось упоминание смерти императора Андроника IV, имевшей место в 1385 г.; эта версия издана в ВМЧ, в ПСРЛ в составе Степенной книги и Б. Ст. Ангеловым) и написал Похвальное слово (издано Н. Дончевой-Панайотовой). На основании известия В. Н. Татищева возникло предположение о создании К. Степенной книги (куда вошло и Житие митрополита Петра), но оно теперь признается ошибочным. Историки летописания, однако, допускают возможность влияния К. на московское и общерусское летописание конца XIV — начала XV в., в частности на объем и содержание Летописи Троицкой, завершенной (статьей 1408 г.) уже после его смерти. Вероятно, что при К. произошла своего рода децентрализация и оживление местного летописания.

К. атрибутируется ряд литургико-поэтических произведений. Помимо Службы митрополиту Петру сюда относятся «Канон ко господу нашему Иисусу Христу и ко пречистой Богородице, певаем о гобзиня плода и за бездождие», «Молитва разрешите царя и князя и всякаго християнина... а списана в Лутце над гробом княжеим Димитриевым» (издана архимандритом Варлаамом и Макарием), «Последование провождению над умеръшим младенцем». Ряд молитв, может быть, написан К., но возможно также переведен им с греческого — таковы: «Благословение и прислание митрополита Киприана: Молитва, глаголемая во отверзение и во освящение церкви, в ней же случится умрети человеку нужною како-либо смертию»; «Потружение смиреннаго Киприана, митрополита Киевскаго и всея Руси: Како подобает знаменати отроча», включающее ряд молитв («храму, в нем же младенец родися», «жене, егда родит», «молитву имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем прилучившимся», «бабе»). Некоторые церковно-служебные тексты определенно переведены на славянский язык К., как-то: «Списание сему от греческих книг смиренным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном: Чин, еже омыти мощи святых или крест мочити», «Канон к господу Иисусу Христу и пречистей его матери на поганыя молебен. Творение святейшаго и вселеньскаго патриарха Филофиа, и потружение же Киприана, смиренаго митрополита всея Руси», «Канон молебен к господу Иисусу Христу в усобных и иноплеменных бранех. Творение святейшаго патриарха Филофея, потружение же Киприана, митрополита Кыевьскаго и всея Руси», молитва Святому Духу в день Пятидесятницы.

Сохранился пергаменный Служебник (ГИМ, Синод. собр., № 344 (601)), содержащий «Устав божественна службы» Иоанна Златоуста в редакции патриарха Филофея и «Молитву особну Святому Духу. Творение святейшаго патриарха Костянтинаграда Филофея», а также записи (л. 72, 132 об.), согласно которым его перевел и переписал «от грецкых книг на русский язык рукою своею Киприан, смиреный митрополит Кыевъскый и всея Руси» в 1397 г. и «сам служил» по нему (изданы в «Хрестоматии» Ф. И. Буслаева). Но это, судя по письму (если брать «Лествицу» 1387 г. за образец), не автограф. Что некогда существовал написанный рукой К., а возможно и переведенный им Требник, показывает заголовок распорядка службы священника и дьякона: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном» (например, в рукописи конца XV в. ГИМ, Синод. собр., № 376 (268)).

По традиции К. приписывались также Псалтирь с восследованием (ГБЛ, собр. МДА фунд., № 142) и Корпус сочинений Дионисия Ареопагита (ГБЛ, собр. МДА фунд., № 144). В Псалтири написано, что она «митрополита Киприанова писма». Но обе эти рукописи автографами К. не являются.

Судя по записям в сохранившихся списках, к Молитвеннику К. восходит Сказание об отреченных книгах (см. Списки отреченных книг).

Переводом К. может являться «Последоваиие, творимо часовом на праздникы господскиа пред днемь Рождества Христова», к названию которого сделано примечание: «Сицево приахом певаемо в святейшей Великой церкви Божия Премудрости» (содержится в пергаменной рукописи Харьковской государственной научной библиотеки, № 816281, Минея декабрьская, служебная, где находится также древнейший список созданной К. Службы митрополиту Петру, в том числе Житие).

При К. в русскую практику входит Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений) в редакции патриарха Филофея и Иерусалимский (или монастыря Саввы Освященного) богослужебный устав, со временем вытеснивший Студийский устав. А. А. Турилов (Оригинальные южнославянские сочинения в русской книжности XV—XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978, с. 43) считает вероятным, что К. привез в Москву Стишной Пролог, переведенный с греческого Синаксаря в Сербии в XIV в. Грамоты К. новгородскому архиепископу Иоанну, в Псков, псковичам об отмене грамоты Дионисия Суздальского, псковскому духовенству включены в XVI в. в июльскую книгу ВМЧ (Синодальный список № 182 и Успенский список № 996); Докончальная великого князя и К. — там же под 31 августа.

При К. активизировались монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и расписывание церквей на Руси. На его время приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути Андрея Рублева. При К. же была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения и музыкальной нотации. С ним связывают также переход Руси с «мартовского» года на «сентябрьский».

Послания К. издавались А. С. Павловым, в т. 6 РИБ, М. Н. Тихомировым, в ПЛДР; новое издание их осуществлено в кн. Г. М. Прохорова. «Ответы» Афанасию напечатаны в т. 1 АИ и в т. 6 РИБ. Грамоты митрополита К. опубликованы в следующих изданиях: Заемная Николаву Нотаре 8 сентября 1389 г. — АИ, т. 1, № 252, с. 473—474; Уставная грамота Цареконстантиновскому монастырю — ААЭ, т. 1, № 11, с. 6—7; Акты Феодального Землевладения и хозяйства XIV—XVI веков. М., 1951, т. 1, № 201, с. 179—180; Памятники русского права. М., 1955, вып. 3, с. 423—425, 436—438, 458—459; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. М., 1964, т. 3, № 5, с. 16—17; Уставная грамота великого князя Василия Дмитриевича и К. — Памятники русского права, вып. 3, с. 421—423, 432—438, 458; Акты социально-экономической истории, т. 3, № 6, с. 18—20; Грамота новгородскому архиепископу Иоанну о неприкосновенности церковных судов и вотчин — АИ, т. 1, № 7, с. 16; РИБ, т. 6, № 26, стб. 229—232; в Псков о том же — АИ, т. 1, № 9, с. 18; РИБ, т. 6, № 27, стб. 231—234; Грамота псковичам об отмене уставной грамоты — АИ, т. 1, № 10, с. 18; РИБ, т. 6, № 28, стб. 233—236; новгородскому духовенству — АИ, т. 1, № 11, с. 19; РИБ, т. 6, № 29, стб. 235—238; псковскому духовенству — АИ, т. 1, № 8, с. 17; РИБ, т. 6, № 30, стб. 239—242; Владимирскому Рождественскому монастырю — Акты социально-экономической истории..., т. 3, № 86, с. 117—118; Сборник уставов — ПСРЛ. Л., 1925, т. 5, вып. 1, с. 91; СПб., 1853, т. 6, с. 57—86; «Правосудье митрополичье» — Акты социально-экономической истории..., т. 3, № 8, с. 22—25; Грамота вдове Феодосье — АИ, т. 1, № 255, с. 484; РИБ, т. 6, № 31, стб. 241—244; Духовная грамота — Акты, относящиеся до юридического быта Древней России, СПб., 1857, т. 1, с. 544; Варлаам, архим. Описание сборника XV ст. Кирилло-Белозерского монастыря, с. 48; ПСРЛ, Л., 1925, т. 4, вып. 2, с. 400—404; СПб., 1851, т. 5, с. 254—256; СПб., 1897, т. 11, с. 195—197; ПСРЛ, СПб., 1908, т. 21, ч. 1, с. 441—443.

Изд.: ААЭ, т. 1, № 11; АИ, т. 1, № 7—11, 252—253, 255; Варлаам, архим. Описание сборника XV в. Кирилло-Белозерского монастыря // Учен. зап. II отд. имп. АН, 1859, кн. 5, с. 49—50; Послания всероссийского митрополита Киприана, доселе еще не изданные / Публ. А. С. Павлова // ПС, 1860, ч. 2, с. 75—106; Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков, М., 1861, стб. 135—138; Повинное послание Дионисия, архиепископа суздальского, к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому 1383 г. / Изд. А. С. Павлова // ПС, 1866, ч. 1, с. 239—250; РИБ. СПб., 1880, т. 6, № 26, 28—32; Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, прилож. 26, с. 373—377: ВМЧ, декабрь, дни 18—23, М., 1907, стб. 1620—1646: ПСРЛ. СПб., 1897, т. 11, с. 195—197; Л., 1925, т. 4, вып. 2, с. 400—404; СПб., 1908, т. 21, ч. 1, с. 320—332, 441—443; Ангелов Б. Ст. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1958, с. 159—176; Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI столетия в послании о повинных // ТОДРЛ. М.; Л., 1960, т. 16, с. 545—556; Дончева-Панайотова Н. Неизвестно «Похвално слово за митрополит Петър» от Киприан Цамблак // Старобългарска литература. Кн. 2. Българско-руски литературни връзки през средневековието. София, 1977, с. 136—155; Прохоров Г. М. 1) Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; 2) Гимны на ратные темы эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Л., 1983, т. 37, с. 286—304; ПЛДР. XIV—сер. XV в. М., 1981, с. 430—443, 579—581.

Лит.: Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. М., 1784, кн. 4, с. 424; Калайдович К. Об ученых трудах митрополита Киприана и о том, справедливо ли приписывается ему и митрополиту Макарию сочинение книги Степенной // Вестн. Европы, 1813, ч. 72, с. 207—224; Горский А. В. Св. Киприан, митрополит Киевский и всея Руси // Прибавл. к творениям святых отцов в VI ч. М., 1848, с. 295—369; ПСРЛ. СПб., 1851, т. 5, с. 254—256; СПб., 1859, т. 8, с. 78—80; Пгр., 1922, т. 15, в. 1, с. 124—131; Пгр., 1921, т. 24, с. 171—172; т. 25, с. 234—236; Шевырев Ст. История русской словесности. М., 1858, ч. 3, с. 169—187; Киприан, всероссийский митрополит, и великий князь Дмитрий Донской // ПС, 1862, ч. 1, с. 3—11; Правила архимандрита Киприана (Обзор посланий) // Там же, 1865, ч. 2, с. 9—34; А. Л-д [Леонид Кавелин]. 1) Киприан до восшествия на Московскую митрополию // ЧОИДР, 1867, кн. 2, отд. 1, с. 11—32; 2) Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприяну // Чтения Моск. унив., 1872, т. 1, с. 000; Ключевский. Древнерусские жития, с. 74—77; 82—88; 124—126; 209, 319; Амфилохий, архим. 1) Что внес Киприан, митрополит Киевский и всея России, а потом Московский и всея России, из своего родного наречия и из переводов его времени в наши богослужебные книги? // Тр. III Археол. съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г., Киев, 1878, т. 2, с. 230—251; 2) Справедлив ли упрек монаха Нила Курлятевых о том, что митрополит Киприан по гречески гораздо не разумел, и нашего языка довольно не знал же при исправлении Псалтыри? // Тр. IV Археол. съезда в России. Казань, 1891, т. 2, отд. 6, с. 1—6; Барсуков. Источники агиографии, стб. 287—289; Строев. Словарь, с. 165—170; Мансветов И. Д. 1) Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1881 (рец.: Помяловский И. — ЖМНП, 1883, май, с. 108—109); 2) О трудах митрополита Киприана по части богослужения // Прибавл. к творениям святых отцов. 1882, кн. 1, ч. 1, с. 152—205; кн. 2, с. 413—495; кн. 3, с. 71—175; 3) Церковный устав. М., 1885, с. 270—271; Барсов Е. По поводу сочинений проф. Моск. Дух. ак. И. Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности». М., 1882 // ЧОИДР, 1882, кн. 3, отд. 5, с. 57—61; Филарет. Обзор, с. 86—93; Макарий. 1) История русской церкви, СПб., 1886, т. 4, с. 59—86; СПб., 1886, т. 5, с. 186—197; Глубоковский Н. Н. 1) Св. Киприан, митрополит всея России (1374—1406), как писатель // ЧОЛДП, 1892, февраль, с. 358—424; 2) РБС, т. 8 (Ибак — Ключаров). СПб., 1897, с. 636—644; 3) Киприан // ПБЭ. СПб., 1909, т. 10, стб. 41—60; Афонский Патерик, т. 2, 7-е изд. М., 1897, с. 169; Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. 1, вып. 1. Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1898, с. 353, 403—404, 575—576; Голубинский. 1) История церкви, М., 1900, т. 2, 1-я пол., с. 210—260, 297—356; 2) История канонизации, с. 191—194, 559—560; Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909, с. II—X; Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913, с. 420—563; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пгр., 1916, с. 145—157; Пресняков А. Образование великорусского государства // ЛЗАК. Пгр., 1920, вып. 30, с. 108—379 (и отдельное издание: Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII—XV столетий. Пгр., 1920); Попруженко М. Г. Синодик царя Бориса. София, 1928, с. XCVIII—CIX; Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, в. 128—140; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 296—297; Киселков В. Сл. Проуки и очерти по старобългарска литература. София, 1956, с. 213—230; Иванов И. Българското книжовно влияние в Росия при митрополит Киприан (1375—1406) // Изв. на Ин-та за българска литература. София, 1958, кн. 6, с. 25—79; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Париж, 1959, т. 1, с. 333—339; Снегаров И. К. истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV — начале XV в. // Международные связи России до XVII в. Сборник статей. М., 1961, с. 260—269; Ταχιάος ’Α. — ’Α. 1) ‛Ο μητροπολίτης ‛Ρωσίας Κυπριανς Τσαμπλάκ. // ’Επιστημονικ‛Επετερς Θεολογικς Σχολς, Θεσσαλονίκη, 1961, τ. 6, σ. 163—241; 2) ’Επιδράσεις το‛ησυχασμο ε̉ις τν ’εκκλησιαστικν πολιτικν ’εν ‛Ρωσίᾳ. 1328—1406. Θεσσαλονίκη, 1962, σ. 61—153; Мошин В. О. периодизации русско-южнославянских литературных связей X—XV вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1963, т. 19, с. 104—106; Дмитриев Л. А. 1) Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К истории русско-болгарских литературных связей XIV—XV вв.) // Там же, с. 215—254; 2) Литературно-книжная деятельность митрополита Киприана и традиции великотырновской школы // Ученици и последователи на Евтимий Търновски: Втори международен симпозиум. Велико Търново, 20—23 май 1976. София, 1980, с. 64—70; Михайлов Е. Митрополит Киприан // Бележити българи, София, 1967, т. 1, с. 531—546; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV—XV вв. // ТОДРЛ. Л., 1968, т. 23, с. 173—174, 182, 189; Holthusen J. Neues zur Erklärung des Nadgrobnoe Slovo von Grigorij Camblak auf den Moskauer Mitropoliten Kiprian // Slawistischen Studien zum VI. Internationalen Slavistenkongress in Prag 1968. München, 1968, S. 372—382; Греков ИБ. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975; Obolensky D. 1) The Byzantine Commonwealth. New York; Washington, 1971, p. 263—264; 342—343; 2) Late Byzantine Culture and the Slavs: A Study in Acculturation // XV Congres international d’études byzantines: Rapports et co-rapports. Athens, 1976. p. 8—26; 3) A Philoorhomaios anthropos: Mitropolitan Cyprian of Kiev and all Russia // Dumbarton Oaks Papers, Washington, 1979, vol. 32; Прохоров ГМ. 1) К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972, т. 27, с. 140—148; 2) Летописная повесть о Митяе // Там же. Л., 1976, т. 30, с. 238—254; 3) «ЛЪтописец Великий Русьский». Анализ его упоминания в Троицкой летописи // Летописи и хроники 1976. М., 1976, с. 67—78; 4) Избыточные материалы Рогожского летописца // Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1976, т. 8, с. 185—203; 5) Летописные подборки рукописи ГПБ, F.IV.603 и проблема сводного общерусского летописания // ТОДРЛ. Л., 1977, т. 32, с. 165—198; 6) Центрально-русское летописание второй половины XIV в.: (Анализ Рогожского летописца и общие соображения) // Вспомогат. ист. дисциплины. Л., 1978, т. 10, с. 159—181; 7) Древнейшая рукопись с произведениями митрополита Киприана // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник за 1978 г. Л., 1979, с. 17—30; 8) Поэтическое приложение к Духовной грамоте митр. Киприана и др. ритмизованные тексты // Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 182—214; 9) Киприан // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 39, с. 53—71 (совм. с И. Ф. Дробленковой); Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972; Дончева-Панайотова Н. А. 1) Образът на Киприан в Похвалното слово за него от Григорий Цамблак // Търновская книжовна школа. 1371—1971. Международен симпозиум. Велико Тырново, 11—14 октября 1971 г. София, 1974, с. 501—509: 2) Търновската книжовна школа и Русия в края на XIV и началото на XV в. Киприан и Григорий Цамблак. Автореф. на дис. за присъждане на научн. ст. канд. на филол. н. Велико Търново, 1974. 32 с.; 3) Неизвестно «Похвално слово за Петър» от Киприан // Литературна мисъл. София, 1975, кн. 1, с. 98—101; 4) Киприановото «Похвално слово за Петър» в болгарска и руската панегирична традиция // Език и литература. София, 1977, кн. 2, с. 30—43; 5) По въпроса за родство между митрополит Киприан и Григорий Цамблак // Старобългарска литература, София, 1978, кн. 3, с. 77—85; 6) Цикл произведения за митрополит Петър от Киприан // Търновска книжовна школа. 2. Ученици и последователи на Евтимий Търновски, Втори международен симпозиум. Велико Търново, 20—23 май 1976, София, 1980, с. 143—155; 7) Киприан, старобългарски и староруски книжовник. София, 1981; Talev I. Some Problems of the Second South Slavic Influence in Russia // Slavistische Beitrage. München, 1973, Bd 67, S. 82—93; Мейендорф И. Ф. 1) О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 29, с. 291—305; 2) Byzantium and the Rise of Russia. A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge Univ. Press, 1981, p. 200—260; Борисов Н. С. Социально-политическое содержание литературной деятельности митрополита Киприана // Вестн. МГУ, 1975, № 6, с. 58—72; Iоvine M. S. Metropolitan Kiprian and the Orthodox Slavic Revival. — In: Bulgaria: Past and Present: Studies in History, Literature, Economics, Music, Sociology, Folclore and Linguistics / Ed. by Thames Butlev. Columbus, Chio, 1976, p. 261—266: Князевская О. А., Чешко Е. В. Рукописи митрополита Киприана и отражение в них орфографической реформы Евфимия Тырновского // Търновска книжовна школа: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. Втори международен симпозиум. Велико Търново, 20—23 май 1976. София, 1980, с. 282—292; Чешко Е. В. Второе южнославянское влияние в редакции псалтырного текста на Руси (XIV—XV вв.) // Старобългаристика, № 4, 1981, с. 9—85; Бетин Л. В. Митрополит Киприан к Феофан Грек // Etudes balkaniques. Sofia, 1977, t. 1, p. 109—115; Каган М. Д. Чудо митрополита Киприана (Еще один фольклорный мотив в сборнике XV в. книгописца Ефросина) // ТОДРЛ. Л., т. 36, 1981, с. 234—238; Alissandratos J. The Structure of Gregory Camblak’s Eulogy of Cyprian // Palaeobulgarica, t. 6. 1982, p. 45—58.

Доп.: Житие святителя Киприана, митрополита всея Руси // Жития святых российской церкви. Также иверских и славянских. Месяц сентябрь. СПб., 1855, с. 187—228; Рыбинский В. Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XIV в. Киев, 1891, с. 59—67.

Н. Ф. Дробленкова (библиография), Г. М. Прохоров