ЛУКРЕЦИЙ (полное имя — Тит Лукреций Кар, Titus Lucretius Carus, ок. 96–55 до н. э.), рим. поэт-философ, последователь греч. философа Эпикура (341–270 до н. э.), чье материалистическое учение, гл. обр. физику и, попутно, связанные с нею и вытекающие из ее положений вопросы теории познания и этики, изложил в поэме «О природе вещей» («De rerum natura»).
В письме А. А. Бестужеву от конца мая – нач. июня 1825 П. назвал Л. в числе «гениев» рим. лит-ры в одном ряду с Вергилием, Горацием, Тибуллом и Овидием, отметив, что он и Овидий, в отличие от трех других, не шли «столбовою дорогою подражания» (Акад. XIII, 177). Этот же смысл имеет упоминание Л. в хронологически близкой статье «О поэзии классической и романтической» (вторая пол. 1825), где проявлением невежества, «омрачившего» ср.-век. Европу, указывается то, что «в пыли книгохранилищ монастырских монахи соскобляли с пергамента стихи Лукреция и Виргилия и вместо их писали на нем свои хроники и легенды» (Акад. XI, 36). Л. входил в круг чтения Онегина, обозначенный в первом черн. вар. XXII строфы VII гл. романа, где он находился в преимущественном окружении философов-просветителей XVIII в. («Юм, Робертсон, Руссо, Мабли, / Бар<он> д’Ольбах, Вольтер, Гельвеций, / Лок, Фонтенель, Дидрот / <пропуск> Ламот / Гораций, Кикерон, Лукреций» — Акад. VI, 438). Этот список авторов, отражавший склонность Онегина к серьезному чтению и его вольнодумство, был еще в черновике заменен уточнявшим характеристику героя перечислением новейших романов, «В которых отразился век [И] современный человек Изображен довольно верно С своей безнравственной душой» (Там же. С. 438–439; ср. окончательный текст: Там же. С. 148).
В произв. П. нет прямых или скрытых цитат из поэмы Л., ее реминисценций, отсылок к ней и т. п.; однако к ней уходят своими глубокими, первородными корнями нек-рые темы и мотивы (скука жизни, «охота к перемене мест», влюбленность в чахнущую, умирающую красоту, описание времен года, тема смерти, раздумья о преемственности поколений и др.), дошедшие до рус. поэта от своих лукрецианских истоков опосредствованными разнообразными традициями европ. лит-ры и ставшими типологическими.
В б-ке П. имелся фр. пер. поэмы Л. (из двух томов разрезан первый) и выборка из нее, составленная Ж.-Ж. Руссо (Библиотека П. № 619, 1332).
Лит.: Мальчукова Т. Г. 1) О традиции Лукреция в поэзии Пушкина // От сюжета к мотиву: Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». Новосибирск, 1996. С. 116–136; 2) Лукрецианские мотивы, темы, идеи // Мальчукова Т. Г. Античные и христианские традиции в поэзии А. С. Пушкина. Петрозаводск, 1998. Кн. 2. С. 125–145.
С. Б. Федотова