Иоанн — епископ Ростовский (XII — нач. XIII в. или перв. пол. XIV в.), автор Поучения в неделю цветную.
Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И. А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф. И. Буслаева (ГПБ, F.I.723). Оно озаглавлено: «Поучение в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном» (нач.: «Благодать божественаго таиньства и вседетельна сила, съвыше поданое роду человеческому крестьянскыя истинныя правоверныя веры»).
«Цветная неделя» — воскресенье 6-й недели поста («вербное воскресенье»), последнее перед «страстной» неделей. Это определяет и содержание Поучения. После торжественного обращения к слушателям автор говорит о себе и о своей миссии: «И ныне, чада, да будет известно всем вам, да ведати о нас, яко не на покой пришел есмь, но на воспоминание вам духовнаго учениа». Разъясняя смысл праздника, И. постоянно внушает слушателям, что в дни поста они могут очиститься от грехов всего года и спастись: «Аз, смиреный епископ Иоанн поручаюся: аще от всего сердца и от всея душа к богу покаянием обратитеся, можете бо в сию шесть недель грехов избыти». Повторенная на протяжении всего Поучения в разных вариантах эта мысль подкрепляется примерами из Св. писания. Поучение, созданное для произнесения в церкви, относится к жанру торжественного красноречия. Автор использует приемы риторической амплификации, обращается к аналогиям и иносказаниям (например: как Христа, шествующего в Иерусалим, встречали с финиковыми ветвями в руках, постилали ризы на его пути — «се же образ бысть нашему спасению; да изыдем и мы противу ему... з добрыми детелми, постом, и бдением, и божественным покаянием, и смирением, и милостынею, и безлобием, яко младенци»). Поучение в целом построено по традиционным канонам, известным в творчестве таких проповедников, как Кирилл епископ Туровский. Можно отметить лишь несколько большую простоту и утилитарность ростовской проповеди, обращенной к менее искушенному слушателю.
Принадлежность Поучения к ростовской литературе отражена не только в имени автора, но и в его обращении «ко всем христолюбивым людем, живущим во области пресвятыя Богородица Ростовскыя епископья». Заканчивается оно обращением к святому Леонтию епископу Ростовскому — первому ростовскому епископу, убитому своей паствой в 70-х гг. XI в.
Атрибутируя Поучение, И. А. Бычков встал перед выбором одного из двух Иоаннов — епископов Ростовских. Первый занимал кафедру с 1190 по 1213 г.; второй — с 1346 по 1356 г. И. II был поставлен в епископы из архимандритов Московского Спасского монастыря. Архимандритом его сделал великий князь Иван Данилович Калита, факт этот в Воскресенской летописи сопровождается характеристикой И., «мужа честна, сказителя книгам, разумна и словесна, и сановита суща, за премногую его добродетель последу епископом Ростовским поставлен бысть и тамо добре упасе порученное ему стадо» (ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 202). И. А. Бычков склонен именно его считать автором Поучения, хотя никаких аргументов в пользу этого авторства не приводит.
Однако нет веских оснований отвергать возможность авторства и И. I. Его имя во многом связано с установлением культа епископа Леонтия, чьи мощи были обнаружены в Ростове в 1164 г. (см. Житие Леонтия Ростовского). Считается, что именно он ввел празднование обретения мощей Леонтия в 1190 г, и он же написал канон Леонтию, помещенный в Минее (встречается и отдельно в рукописных сборниках, напр., ГПБ, собр. Титова, № 241 (1962), л. 90: «Канон святителю Леонтию Ростовскому, творение Иоанна епископа»), В некоторых рукописных святцах сам И. I считается святым; его память празднуется 17 января (см.: Летописец о Ростовских архиереях / С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890, изд. ОЛДП, № 94. Примеч., с. 7).
И. I был довольно заметным церковно-политическим деятелем, связанным с князем Всеволодом Большое Гнездо; он был духовником князя, пославшего его в 1190 г. в Киев к митрополиту Никифору для поставления в Ростовские епископы; зато потом Всеволод, пытаясь в борьбе с боярами опереться на более широкие круги населения, созывает в 1211 г. «всех бояр своих с городов и с волостей, епископа Иоана, и игумены, и попы, и купце, и дворяны, и вси люди» (см: Насонов А. Н. История русского летописания XI — нач. XVIII в. Очерки и исследования. М., 1969, с. 167). Летопись сообщает о строительной деятельности И.: при нем закладывается, обновляется, освящается ряд церквей во Владимире и Суздале; в этой связи летописец отмечает: «отверъзени бо бесте ему очи сердечней от бога на церковную вещь, еже пещися ею яко пастуху, а не наемнику» (см.: Указатель к осьми томам полного собрания русских летописей, изданных Археографическою комиссиею. СПб., 1875, т. 1, с. 441). В 1211 г. И. венчает сына Всеволода, князя Юрия, а в 1212 г. погребает великого князя Всеволода. Со смертью Всеволода завершилась и карьера И. Он не устраивал нового князя Юрия Всеволодовича, поставившего на его место игумена Рождественского монастыря Симона. В 1213 г. И. оставляет епископию и постригается в Боголюбове, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь (см.: Насонов. История, с. 200, 223).
Тем не менее ни сам текст Поучения, ни факты из биографии И. I не дают оснований для атрибуции ему произведения. В этой связи, может быть, стоит обратить внимание на некоторую странность в написании имени и титула епископа в рукописи XVI в. В заглавии Бычков прочел имя епископа ИIоанн, между тем как в рукописи «и» — стоит в конце строки под небольшим надстрочным знаком — «й», а имя епископа (Iоанн) начинает другую строку. Во втором случае, на л. 17 Бычков передал текст следующим образом: «Аз смиреный иепископ Iаоанн поручаются»; здесь, при слитном написании слов, имя епископа начинается с «I», а «и» перед словом епископ также имеет надстрочный знак «й». Не означали ли в протографе списка XVI в. «й» цифру 8, и, таким образом, не было ли указано, что Иоанн является восьмым ростовским епископом, что соответствует летописным сведениям и отражено в списке иерархов П. Строева (1. Леонтий, 2. Исайя, 3. Нестор. 4. Леон, 5. Федор, 6. Николай, 7. Лука, 8. Иоанн, в некоторых случаях со ссылкой на Летопись Ипатьевскую)? Однако эти соображения являются только догадкой.
Установить авторство одного из ростовских епископов Иоаннов и тем самым отнести Поучение на неделю цветную к кон. XII — нач. XIII в., или же к середине XIV в. пока не представляется возможным.
Изд.: Бычков И. А. Каталог собрания рукописей Ф. И. Буслаева, ныне принадлежащих имп. Публичной библиотеке. СПб., 1897, с. 39—40, 338—342 (Прилож. 1).
М. Д. Каган