Житие Саввы Освященного

Житие Саввы Освященного — переводной памятник византийской агиографии, получивший широкое распространение в древнерусской книжности. Ж., написанное византийским агиографом Кириллом Скифопольским в VI в., было переведено на болгарский язык и не позднее второй половины XI в. стало известно на Руси: его текст в это время использовал Нестор при написании Жития Феодосия Печерского.

В жизни и деятельности Саввы и Феодосия Печерского русский агиограф нашел много общего. Савва с юных лет подвизался в монастыре, подолгу жил в пещере, его наставником на первых порах был знаменитый аскет и подвижник Евфимий — Феодосии также спасался в пещере, его наставником был аскет Антоний. Савва явился основателем монастыря, выросшего на месте пещерного скита (ср. основание Киево-Печерского монастыря, игуменом которого стал впоследствии Феодосий). Савва принимал активное участие в церковных прениях по поводу решений Халкидонского собора (ср. участие Феодосия в междукняжеских распрях 1073 г.). Рассказы о некоторых видениях и чудесах в Житии Феодосия имеют сюжетное или текстуальное сходство с аналогичными эпизодами Ж. Саввы, служившего для Нестора образцом. На Ж. ссылается также Ефрем, автор Жития Авраамия Смоленского. Подобным образом использовал Ж. и сербский агиограф Феодосий при создании своей редакции Жития Саввы Сербского.

Древнейший из сохранившихся на русской почве списков Ж. (ГПБ, собр. ОЛДП, Q. № 106, XIII в.) был привезен П. П. Вяземским из Палестины, где он хранился в монастыре святого Саввы. Известны многие древнерусские списки Ж. XIV, XV и последующих веков: ГИМ, Чуд. собр., № 23 (XIV в.), ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 749; ГБЛ, собр. ОИДР, № 189; ГПБ, собр. Погодина, № 548 — все XV в.; ГПБ, Соф. собр., № 1500; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 648; ГБЛ, собр. МДА, № 90; ГПБ, Солов. собр., № 638/835 и другие — списки XVI в. Большинство из перечисленных списков отражает черты своего болгарского архетипа.

Древнейший список Ж. неоднократно исследовался лингвистами: см. рецензию А. С. Будиловича, а также статьи: Мочульский В. Н. К истории малорусского наречия. Житие св. Саввы Освященного по пергаменной рукописи XIII в. — Зап. Новорос. ун-та. Одесса, 1894, т. 62, с. 383—456 (рец. О. Колессы — ЗНТШ, 1895, т. 7, кн. 3, Библиография, с. 9—19); Ягич И. В. Критические заметки по истории русского языка. — СОРЯС, 1889, т. 46, № 4, с. 16, 17, 26, 36, 77, 78, 83, 92, 147, 149; Виноградов В. В. 1) Заметки о лексике «Жития Саввы Освященного». — В кн.: Сб. статей в честь А. И. Соболевского. Л., 1928, с. 349—353 (СОРЯС, т. 101, № 3); 2) Орфография и язык Жития Саввы Освященного по рукописи XIII в. — В кн.: Памятники древнерусской письменности. Язык и текстология. М., 1968, с. 137—198.

Изд.: Помяловский И. В. Житие св. Саввы Освященного / Сост. св. Кириллом Скифопольским в древнерусском переводе. СПб., 1890 (изд. ОЛДП, № 96) (рец.: А. С. Будилович. РФВ, 1891, т. 25, с. 142—150); Житiе св. Сави Освященного. — Франко. Апокрифы, т. 5, с. 214—239.

Лит.: Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия. — ИОРЯС, 1896, т. 1, кн. 1, с. 46—65; Абрамович Д. И. К вопросу об источниках Нестерова Жития преп. Феодосия Печерского. — ИОРЯС, 1898, т. 3, кн. 1, с. 243—246; Розанов С. П. 1) Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. — РФВ, 1911, т. 68, вып. 1, с. 229—232; 2) Источники, время составления и личность составителя Феодосиевской редакции Жития Саввы Сербского. — ИОРЯС, 1911, т. 16, кн. 1, с. 139—150, 155—156; Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора. — ИОРЯС, 1914, т. 19, кн. 1, с. 152—153, 176—178.

О. B. Творогов