Г.о.у. в печати

Минимизировать
— 123 —

Г.о.у в печати. История публикации комедии носит вполне драматический характер. 7–10 явления первого действия и третье действие комедии были напечатаны (с большими цензурными купюрами) в альманахе «Русская Талия» (СПб., 1825). Первое полное издание Г.о.у. вышло в России в 1831 году на немецком языке, оно входило в состав «Русской библиотеки», издававшейся Кноррингом в Ревеле. Русские читатели, уже много лет знавшие текст пьесы по многочисленным спискам, видевшие ее на сцене, получили первое издание Г.о.у. лишь в 1833 году. Напечатанное по высочайшему позволению («Печатать слово от слова, как играется, можно; для чего взять манускрипт из здешнего театра»), издание это повторяло исковерканный текст театральных постановок. Правда, многие читатели легко восполняли цензурные пропуски, вставляя и дописывая их от руки по спискам (см. современное факсимильное воспроизведение первого издания Г.о.у. с рукописными вставками тех лет, выполненное изд-вом «Художественная литература»). Следующее издание Г.о.у. появилось шесть лет спустя, в 1839 году. В изящной книжке был помещен портрет Г. работы Н. И. Уткина и статья К. Полевого «О жизни и сочинениях Г.». В текстуальном отношении это издание стоит не выше первого. В последующие четырнадцать лет комедия не издавалась, среди читателей обращалось огромное количество полных рукописных копий; были попытки, невозможные по тем временам, напечатать полный текст комедии анонимно, без указания года и места издания. Только после окончания срока литературной собственности на Г.о.у., в 1854 году, вышло сразу семь отдельных изданий комедии и первое собрание сочинений Г.; все они восходили к тексту 1833 года. Известно два бесцензурных издания комедии, напечатанной в 1830-х годах в полковых типографиях. Без цензурных купюр Г.о.у. было издано в 1858 г. в Лейпциге и в 1860 г. — в Берлине. Первым полным русским легальным изданием оказалось издание Н. Л. Тиблена, вышедшее в Петербурге в 1862 году (об этом издании см.: ВЛ. 1969. № 8).
 
После 1862 г. текст комедии печатался полностью, хотя и содержал много погрешностей, так как издатели не располагали
— 124 —

авторитетной рукописью. Из многочисленных изданий Г.о.у. последующих лет особого внимания заслуживает «Полное собрание сочинений Грибоедова. Под редакцией И. А. Шляпкина. В двух томах» (СПб., 1889). Текст пьесы напечатан здесь в двух (ранней и окончательной) редакциях, к работе привлечены Булгаринский список и Музейный автограф, а также широко использованы печатные издания комедии. К сожалению, издатель не был последователен при печатании текста, который оказался компилятивным, составленным из ранней и поздней редакций. Важными моментами печатной истории текста Г.о.у. было опубликование Музейного автографа (1903) и Жандровского списка (1912) пьесы. Теперь весь корпус авторских текстов оказался доступным исследователям, и это открыло путь к научному установлению окончательного текста комедии. Работа эта была проделана Н. К. Пиксановым во втором томе академического Полного собрания сочинений писателя (СПб., 1913). И хотя при жизни Грибоедова комедия его не была издана, текст Г.о.у. в его окончательной авторской воле установлен тверже, чем тексты многих классических произведений, печатавшихся при жизни автора. Однако и после 1913 года появилось несколько изданий, где была сделана попытка пересмотреть научно обоснованные Н. К. Пиксановым принципы установления окончательной (дефинитивной) редакции произведения. Аргументация при этом была разной. В. Л. Бурцев решил уточнить пунктуацию и орфографию текста, а заодно ввел ряд ремарок, отсутствующих у Г., и перестановок слов в строках в угоду кажущейся легкости чтения (Грибоедов. Горе от ума, под ред. В. Л. Бурцева. Париж, 1919). П. П. Гнедич исходил из практики театральной традиции, в соответствии с которой он не только расставил знаки препинания, но и редактировал текст, нарушая авторскую волю, заявленную в Жандров ском и Булгаринском списках (см.: Грибоедов А. С. Горе от ума. Редакция театрального текста и примечания П. П. Гнедича. Пг., 1919). Е. А. Ляцкий считал, что ранняя редакция (по Музейному автографу) комедии представляла «наиболее полное идеологическое выражение замысла», которое при доработке показалось автору опасным «с цензурной точки зрения» (Грибоедов А. С. Горе от ума. Редакция Е. А. Ляцкого. Стокгольм, 1920); это привело в стокгольмском издании к контаминации ранней и окончательной редакций пьесы в бесперспективной попытке отгадать все случаи грибоедовской автоцензуры. И, наконец, И. К. Ениколопов опубликовал текст, исправив его по допиксановским публикациям, а также по неавторизованному, заведомо во многих случаях испорченному списку, сохранившемуся в его семье (см.: Горе от ума. Комедия в четырех действиях А. С. Грибоедова. Подготовил И. К. Ениколопов. Тбилиси, 1978). Все эти случаи подтверждают то обстоятельство, что, несмотря на декларации редакторов дать «новый», «более достоверный» текст Г.о.у., ничего собственно нового они все же не сообщают (все их «новации», которые можно найти во множестве неавторизован-
— 125 —

ных списков, являются несостоятельными с точки зрения научной текстологии).
 
Г.о.у. принадлежит к числу весьма популярных произведений и среди художников. Первые иллюстрации к ней появились в издании Е. Серчевского «А. С. Грибоедов и его сочинения» (СПб., 1858). Здесь на вкладных листах помещены два рисунка П. Бореля, изображающие бал у Фамусова и беседу Репетилова с Загорецким. В роскошном издании Николая Тиблена (СПб., 1862) воспроизведены 25 рисунков М. С. Башилова, в которых прекрасно передан сатирический пафос «Горя от ума» и очевидна близость к исторической правде в костюмах и обстановке. Ниже по художественным достоинствам рисунки И. Е. Иогансона, помещенные в «Полном иллюстрированном втором издании» книгопродавца К. И. Шамова (М., 1863). Через три года товарищество «Общественная польза» выпустило новое издание комедии с тридцатью двумя рисунками П. П. Соколова (СПб., 1866). С выразительными иллюстрациями Д. Н. Кардовского комедия вышла в роскошном издании фирмы Голике и Вильбор (СПб., 1913; повторено в 1917-м). В 1948–1957 годах создал свои иллюстрации к Г.о.у. Н. В. Кузьмин. Три серии очень разных по манере рисунков Т. В. Шишмарева печатались в изданиях ленинградского Детгиза (1949–1967). Из художественных изданий Г.о.у. последних лет отметим подарочное миниатюрное издание (в футляре из двух книжечек) с иллюстрациями Т. А. Арзамасовой, Л. Г. Евзовича и Е. А. Святского (М.: «Илби», 1995). Об иллюстрациях к Г.о.у см.: Пистунова А. Зеркало Г.о.у. // Москва. 1970. № 1. С. 190–194.