Житие Николая Мирликийского

Житие Николая Мирликийского. Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Николай Угодник) — один из наиболее почитаемых на Руси православных святых. В древнерусской книжности встречается около сорока различных произведений, соотнесенных с его культом, в том числе несколько его Ж.

1. «Житие и жизнь и от части чудес сказание преподобного отца нашего чудотворца Николы, архиепископа Мир Ликийских» (нач.: «Мудра (убо) некая вещь живописец рука, имущи уподобитися истине...»). Перевод Ж. Николая, бывшего, по преданию, в IV в. епископом г. Мира в Ликии (область на юго-западе полуострова Малая Азия), написанного византийским агиографом Симеоном Метафрастом (X в.), известен в списках начиная с XV в. В сборниках оно часто соседствует с другим Ж. Николая (так называемым «иным житием», см. о нем ниже). Ж. Метафраста вошло в ВМЧ, а в XVII в. в состав старопечатной книги, включавшей различные памятники, посвященные этому святому. Ж. написано в обычной для Метафраста риторической манере. В Ж. повествуется и о некоторых чудесах святого — чуде «о трех девицах» (нач.: «Отселе убо лепо есть еже и почести сказати»), «о трех мужах» («Некогда убо мятеж воста в велицей Фригии») и «како избави корабль от потопа» («Некогда убо корабленцы от Египта шествие сотворяющие»): эти чудеса иногда переписывались отдельно или присоединялись к чудесам «иного жития». Ж. Метафраста было переработано болгарским книжником Дамаскиным Студитом (XVI в.) и в составе комплекса его произведений попало на Русь. В списке ГИМ, собр. Хлудова, № 69 (XVIII в.) это Ж. озаглавлено: «Житие и жизнь преподобного отца нашего Николая архиепископа Мирликийского чюдотворца, реченое от малейшего в монасех Дамаскина иподиакона и Студита» (нач.: «Приятно есть благословении христиане рука живописцев...»).

2. «Житие и деяние иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и заступника роду христианского» (нач.: «Во дни прежняя благоволи бог взыскати писания...»). Это Ж., в литературе именуемое «иным житием», представляет собой перевод греческого жития Николая, епископа Пинарского, жившего, согласно преданию, в VI в. Еще на греческой почве Николая Пинарского отождествляли с Николаем Мирликийским (оба подвизались в одной области — Ликии), и Ж. первого стало надписываться как Ж. Николая Мирликийского. Так возникла особая, отличная от метафрастовской, редакция Ж. Русский перевод «иного жития» осуществлен, вероятно, еще в XI в. Есть две редакции Ж. — Сокращенная (издана в серии ПДПИ, № 34 Леонидом) и Пространная (см. в Изд. ОЛДП, № 28), в текст которой внесен ряд дополнений из Ж., составленного Метафрастом, в том числе и некоторые чудеса («о трех мужах», «о избавлении корабля от потопа», «о трех девицах»). Перечень дополнений отмечен в работе П. О. Потапова (К литературной истории, с. 126—127). С этим Ж. оказывается тесно связанным сказание о посмертных чудесах Николая: «Чудеса и деяния иже во святых отца нашего Николы» (нач.: «Добро бо есть нам божие писание к вам проповедати...»). Число посмертных чудес доходит до 15: это чудеса «о Дмитрии», «како избави корабль от потопа», «о Агрике и сыне его Василии», «о юноше», «о Христофоре попе», «о Петре», «о ковре», «о трех иконах», «о обнищавшем монастыре», «о человеце, его же избави от желез» или «о Епифании», «о трех друзех» (нач.: «В дни и в лета, егда царствоваста Пров царь и Флорьян») и вариант его — чудо «о трех мужах» (нач.: «И еще некая от чудес святаго и великаго отца Николы...»), «о трех девицах» (нач.: «В един же от дний бысть некто боярин во граде богат...»), отличающееся от одноименного чуда в Ж. Метафраста, «о некоем срацыне», «о детище» и «о половчине». Чудеса переписывались в сборниках как вслед за текстом «иного жития» (в составе которого более двадцати прижизненных чудес Николая), так и отдельно; при этом в сборниках число чудес и их последовательность постоянно варьируется. Существовало мнение, что «иное житие», или по крайней мере сказание о посмертных чудесах Николая — русские сочинения. Это мнение было опровергнуто обнаружением греческого источника «иного жития», а также источников рассказов о посмертных чудесах. Однако допустимо, что на Руси были составлены некоторые из этих чудес: чудо «о ковре», «о человеце, егоже избави от желез» (или «о Епифании»), «о некоем детище», «о половчине» и быть может — «о трех иконах». Ж. и сказание о чудесах широко встречаются в списках с XV в., но отдельные чудеса входят в состав сборников и более раннего времени: в так называемом Торжественнике XII в., в составе сборника со Златоструем (ГПБ, F.п.I. 46) находится 8 чудес; чудеса входят в сборники ГПБ, Соф. собр., № 1261 и ГИМ, Чуд. собр., № 20 — оба XIV в.

3. «Житие и чюдеса святаго отца Николы, архиепископа Мирского града» (нач.: «Во дни они бысть муж правдив и благочестив (богочтец) в стране града Голасия...»). У Никольского (Повременный список, с. 368 и 382) этот памятник ошибочно рассматривается дважды, Ж. это — сокращенная переработка «иного жития», оно встречается, в свою очередь, в более пространном и более кратком вариантах.

4. «Житие и жизнь и от части чюдес и о преставлении и о погребении иже во святых отца нашего Николы, великаго архиерея Мирликийского чюдотворца изложено вкратце» («Слово иже во святых отца нашего Николы, о житьи его и о хождении его и о погребении») (нач.: «Благословен еси, господи Иисусе Христе... Мы же, братия, прославим ту землю, где жил святый Николае...»). Это Ж. В. О. Ключевский считал особой переработкой («некнижной редакцией») южнославянского сказания о Николае Мирликийском; П. О. Потапов отмечает, что Ж. это «не имеет ничего общего ни с житием Метафраста, ни с «иным житием» и указывает его греческий источник. Болгарский перевод этого греческого сказания был переведен на Руси и широко распространялся в списках начиная с XV в.

5. В списках, по преимуществу западнорусских, встречается также Ж., называемое «Живот иже во святых отца нашего Николая Мирликийского» (нач.: «Парата есть место в земли Ликии, в котором ся уродил святый Николае...»). Это Ж. встречается в письменности реже, чем предыдущие.

Существует три варианта кратких, проложных Ж. (см. Пролог). При сходстве заголовков (например: «Память преподобного отца нашего Николы, архиепископа Мюрьскыя Лукия», «Память иже во святых отца нашего Николы, великаго чюдотворца, архиепископа Мюрьска», «Память иже во святых отца нашего великаго Николы чюдотворца, архиепископа Мир Ликыя») эти памяти различаются текстуально. Начало первого вида памяти: «В царство великаго Констянтина бысть той великы архиерей и чюдотворец...», второго вида — «Той святый отец наш Никола бе от Мирского града...», третьего вида — «Сии великий беяше в лета Диоклитиана...». Проложная память третьей разновидности вошла в печатный Пролог XVII в. Существует отдельная проложная память на день перенесения мощей Николая Мирликийского (нач.: «Понеже за умножение грехов наших попущающу богу на крестьян зело многая казни...»).

Цикл памятников связан со смертью и погребением Николая: 1) «Слово на преставление иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мирликийского чудотворца» (нач.: «Еще скажю, вам, братия, о том о смерти святаго великаго чюдотворца Николы...»). Памятник известен в списках начиная с XVI в. Название его и начальные слова в списках варьируются; 2) «Слово о смерти святаго Николы» (нач.: «Изжив на свете Николае лета богоугодно, честно...»). «Слово» известно в списках начиная с рубежа XV—XVI вв. Название и начальные слова его варьируются; 3) Слово «О погребении святаго отца Николы» (нач.: «Соберитеся, отцы, просветите церковь, притецыте священницы»).

Помимо рассмотренных выше памятников, широко распространены похвальные слова на перенесение мощей Николая (см. о них в статье Ефрем епископ Переяславский), службы Николая (см. Григорий, монах Киево-Печерского монастыря), посмертные чудеса Николая при Стефане Сербском (русская обработка жития Стефана, написанного Григорием Цамблаком) и другие памятники.

Цикл произведений, связанных с памятью о Николае Мирликийском, неоднократно издавался в XVII в.: Службы и житие Николая Чудотворца. М., 1640 (переиздания: 1641 и 1643 гг.); Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца. М., 1662 (переиздания 1679, 1688, 1694 и 1699 гг.). В состав их входили службы Николаю, Ж. его, написанное Симеоном Метафрастом, похвальные слова Николаю и на день перенесения его мощей, посмертные чудеса святого. Во втором издании (1662 г. и след.) приводится иная редакция чудес о Стефане, что дало повод Н. К. Никольскому рассматривать их как различные произведения.

Помимо книжных памятников Николаю Мирликийскому посвящались духовные стихи, религиозные предания и легенды, К циклу сказаний о Николае примыкает также цикл о его иконе, перенесенной Евстафием из Корсуня в Зарайск (см. Повесть о Николе Заразском).

Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 217—220, 453—459; Житие Николая Чудотворца: Литографированный текст по рукописи XVI в. в Московском публичном Румянцевском музее F. № 15. СПб., 1878, 1882 (изд. ОЛДП, № 28 (примеч. см. в ОЛДП, 1879, вып. 2, с. 105—109); 40); Леонид. 1) Житие и чудеса св. Николая Мирликийского и похвала ему: Исследование двух памятников древней русской письменности XI в. СПб., 1881 (на обложке — 1882) (ПДПИ № 34); 2) Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского чудотворца: Памятник древней русской письменности XI в. / Труд Ефрема, еп. Переяславского (по пергаменной рукописи исхода XIV в. б-ки Тр.-Cepr. лавры, № 9). СПб., 1888 (ПДПИ, № 72); Житие и чудеса святителя и чудотворца Николая: По рукописи Макариевских Четьих Миней (Изд. Археогр. ком. М., 1901; ВМЧ, декабрь, дни 6—17. М., 1904, стб. 551—728.

Лит.: Срезневский. Сведения и заметки, № 32, с. 19—29; А. А. [Антоний]. 1) Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский. — Тр. Киев. духовн. акад., 1869, июнь, с. 445—497; 2) Еще о святителе Николае Мирликийском. — Там же, 1873, декабрь, с. 241—288; Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца и слава его в России. СПб., 1889; Никольский. Повременный список, с. 302—395; Орлов А. Русское «некнижное» житие Николая Чудотворца. — В кн.: Сб. статей, посвящ. Василию Осиповичу Ключевскому. М., 1909, с. 347—358; Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае-чудотворце. — Учен. зап. Высшей школы г. Одессы. Отдел гуманит.-обществ. наук. Одесса, 1922, т. 2, с. 121—129; Сперанский М. Н. 1) К истории взаимоотношений русской и южнославянских литератур. — ИОРЯС за 1921 г., 1923, т. 26, с. 196—200; 2) Международный странствующий сюжет в сказании о чуде св. Николая. — Там же, с. 124—142; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.

О. В. Творогов