Житие Василия Блаженного

Житие Василия Блаженного. Сведения о герое Ж. скудны и большей частью легендарны. Считается, что он родился при Иване III в подмосковном селе Елохове, в 16 лет переселился в Москву, где юродствовал на улицах и площадях. Излюбленными его местами была Красная площадь и башня у Варварских ворот в стене Китай-города. По преданию, умер 2 августа 1552 г. Был похоронен поблизости от Покровского, «что на рву», собора (там было кладбище, упраздненное при царе Алексее Михайловиче). В 1588 г. иждивением очень почитавшего Василия царя Федора Ивановича были открыты мощи юродивого. Над могилой Василия построили церковь, впоследствии соединенную с собором и ставшую его «Васильевским приделом». С тех пор собор стал называться «Покровским Василия Блаженного собором».

Ж. было написано вскоре после открытия мощей (оно опубликовано И. И. Кузнецовым по старейшему списку 1600 г.). Это памятник, в котором сильно сказался стиль «второго монументализма» с его склонностью к риторике и общим местам. При невысокой информативности Ж. оно полно реминисценций из других текстов — в частности, из похвального слова Иоанну Богослову, приписываемого Иоанну Златоусту и включенного в Великие Минеи Четии (сравнение подвижника с артистом, «мусикийским художником»), из Домостроя (объяснение парадоксального жеста Василия, швырявшего каменья в дома благочестивых жителей и, напротив, плакавшего у вертепов; оказывается юродивый бросал каменья в бесов, силившихся проникнуть в жилища праведников, и вместе с ангелами оплакивал ведущих «скаредную» жизнь). Заимствования характерны и для «краткого похвального слова» Василию, которое, по всей вероятности, завершало основной текст Ж. «Краткое похвальное слово» — это мозаика из икоса второй службы Василия и похвалы Исидору Твердислову.

Однако Ж. имеет несомненную художественную ценность; в нем дан набор стереотипов поведения юродивого: презрение к телу (на самых ранних иконах Василий изображен нагим, без «опоясывания чресл»; поскольку у него было прозвище Нагой, это, возможно, отражает реальность); элементы общественного протеста (легендарный эпизод о том, как Василий «шаловал» во дворце Ивана Грозного), жесты юродивого, и т. д.

Наряду с этим ранним («полным», по терминологии издателя) Ж. существует и позднее Ж., созданное уже в XVIII в. (в позднем Ж. упоминаются «игрища» на Красной площади; это очевидный намек на общедоступный театр Петровской эпохи). Оно представляет собою собрание народных рассказов о Василии и принадлежит столь же к литературе, сколь и к городскому фольклору. И. И. Кузнецов назвал его «житием особого состава».

А. И. Соболевский предложил другую терминологию — Ж. «каноническое» и Ж. «апокрифическое», справедливо отметив, что дилетантское, изобилующее ошибками издание И. И. Кузнецова не дает представления о литературной истории Ж. Необходимо новое, научное издание и исследование Ж. Василия Блаженного — и «канонического», и «апокрифического».

Изд.: Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М., 1910 (Зап. Моск. археол. ин-та, т. 8) (рец.: Соболевский А. И. — ИОРЯС, 1913, кн. 3, с. 391—395).

Лит.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 106, 130—132 и др.

А. М. Панченко