ВЕЙСС (Weiss) Франсуа-Родольф де (1751–1802)

ВЕЙСС (Weiss) Франсуа-Родольф де (1751–1802), швейцарский философ, государственный и военный деятель; уроженец франкоязычного кантона Во. Умеренный демократ, сторонник некоторых идей Ж.-Ж. Руссо, В. с энтузиазмом встретил начало Великой французской революции и возглавил в Швейцарии «французскую партию», но не принял якобинского террора и во время французского вторжения в Швейцарию (1797) занял патриотическую позицию. Единственное его знаменитое сочинение — «Принципы философии, политики и морали» («Principes philosophiques, politiques et moraux», 1780, 2 t.) — представляет собой собрание эссе, посвященных различным нравственным и общественным проблемам («О добродетели», «Об истине», «О зависти», «О женщинах»), подчас политически актуальным («О свободе», «О религии», «Гражданин» и др.). Трактат написан живо, отличается увлекательной логичностью, афористическим слогом и проникнут характерными для швейцарского республиканизма гражданскими идеями, но также и критическим скептицизмом по отношению к европейскому обществу.

В эпоху реформ Александра I и М. М. Сперанского книга В., в которой морализм сочетался со смелой политической и религиозной мыслью, приобрела известность в России. Существует два ее русских (неполных) перевода (СПб., 1807, пер. А. С. Струговщиков; М., 1837, пер. Г. Реслер) и много журнальных публикаций отдельных глав. Она долго привлекала внимание многих русских писателей (В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой).). Хорошо был известен трактат В. лицеистам первого выпуска. В рукописном «Словаре» В. К. Кюхельбекера — 115 выписок из В., тогда как из Pуcco — 46; из Ф. Шиллера — 26. В. был также чтением участников декабристского движения.

В черновом варианте стихотворения «19 октября» (1825) П. упоминает «наш словарь», имея, очевидно, в виду «Словарь» Кюхельбекера (Акад. II, 971), и некоторые подробности в его творческом наследии можно соотнести с мыслями В., хотя имя швейцарца у П. ни разу не названо. Среди «<Материалов к “Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям”>» (1827) имеется фрагмент («Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола — все женщины восстанут на вас единодушно — они составляют один народ, одну секту». — Акад. XI, 60), представляющий собой свободно изложенную цитату из гл. «О женщинах». Взятый без заключающего в оригинале эту мысль афоризма («львы живут порознь, а овцы стадами»), фрагмент меняет кардинально свой смысл; но само его присутствие в тексте П. дает веское основание полагать, что, несмотря на это различие мнений, указанная глава так или иначе присутствовала в размышлениях русского поэта о положении женщин в обществе, их интеллектуальных достоинствах и психологии. Непосредственно к тексту «Принципов» В. или к «Словарю» Кюхельбекера могли восходить темы споров Онегина и Ленского («Евгений Онегин», гл. II, 16), в частности «добро и зло» (о социальном зле есть выписка из В. в «Словаре»), «предрассудки вековые» (в трактате В. есть очерк «О предрассудках»), «гроба тайны роковые» (ср. очерк В. «Склеп»); разговор пушкинских героев о «страстях» (гл. 2, 17) можно связать с одноименным очерком В., где говорилось о разной моральной оценке страстей, об «энтузиазме» сильной души, которая прокладывает себе новые пути. С В. могли быть связаны некоторые сентенции в «Евгении Онегине», например: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей» (гл. I, 46. 1–2; ср.: «Жизнь большей части людей есть беспрерывный обман» — в кн.: Основание, или Существенные правила философии, политики и нравственности / Творение полковника Вейсса... СПб., 1807. Ч. 1. С. 221), а также отдельные заметки П. (о зависти, о существовании Бога, о стабильности общества — Акад. XII, 179, 195, 196). В начале гл. III «Евгения Онегина» слова Ленского: «Я модный свет ваш ненавижу; Милее мне домашний круг» (строфа 2. 3–4) — отражают, возможно, выписку «Картины многих семейств большого света», сделанную Кюхельбекером из В. Пушкинское и лицейское понимание светской «толпы» и «черни» могло иметь свои корни там же или в другой статье «Словаря», взятой из В., — «Аристократия». Не исключено, однако, что суждения швейцарского философа сливались у П. с близкими им по духу высказываниями Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и их предшественников М. Монтеня, Б. Паскаля.

Лит.: Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 223, 226–229; Сакулин П. Н. Из истории рус. идеализма: Кн. В. Ф. Одоевский, мыслитель–писатель. М., 1913. Т. 1. Ч. 1. С. 232–234; Тынянов Ю. Н. Пушкин и Кюхельбекер // ЛН. Т. 16/18. С. 332–337 (То же // Тынянов. С. 247–253, 278–282, 285, 292); Алексеев М. П. Пушкин и проблема «вечного мира» // РЛ. 1958. № 3. С. 3–39 (То же // Алексеев. П. Сравн.-ист. исслед. С. 191–192); Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л., 1966. С. 46–63; Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария: Лит. связи XVIII–XIX вв. Л, 1984. С. 115–116; Вацуро В. Э. Цитата из Вейсса у Пушкина // Театр и литература: Сб. ст. к 95-летию А. А. Гозенпуда. СПб., 2003. С. 619–627.

Р. Ю. Данилевский