Житие Паисия Угличского

Житие Паисия Угличского — памятник агиографии конца XVI —начала XVII в. Ж. относится к типу житий-биографий, посвященных церковнополитическим деятелям, основателям монастырей. Тип подобного жития известен и византийской агиографии (например, Жития Саввы Освященного, Феодора Студита, Пахомия Великого). Паисий, в миру Павел, принадлежал к роду Гавреневых. Отец его Иоанн и мать Ксения жили в Нерехотском стану, на межи Кашинской в селе Богородском под властью удельного князя Андрея Васильевича Большого Угличского, брата Ивана III. Паисий рано осиротел и воспитывался в Калязинском. монастыре у своего дяди Макария. Там же он был пострижен в 10 лет. С детства Паисий отличался святостью, днем молился, ночью переписывал книги. В одну из ночей ему явился ангел и предсказал наставническую деятельность. Вскоре по просьбе князя Паисий переезжает в Углич и основывает Покровский монастырь. Всю жизнь он, будучи игуменом, проводит в тяжких трудах и молитвах и умирает в 1504 г. ста семи лет. Этот возраст противоречит другим сведениям Ж., так как из него следует, что Паисий родился в 1397 г. и был на три года старше своего дяди Макария, скончавшегося в 1483 г. на 83-м году жизни.

Время составления Ж. неизвестно; предположительно можно связать его с временем канонизации. Е. Голубинский предполагал, что она произошла в конце XVI — начале XVII в. В Ярославских епархиальных ведомостях, 1893 г. № 42, стб. 657—666 со ссылкой на рукопись Московского Румянцевского музея № 934 напечатана записка, пересказывающая Ж. и сообщающая о чудесах и исцелениях у его гроба, после чего по представлению ростовского архиепископа (без имени) «по соборному правилу и всероссийского священноначалия совету и благословению повелено священнослужителям вписати в синодик преподобнаго церковию и вкупе со святыми почитати... июня месяца в 6 день непреложно, яко жь свидетельствует написанная книга Жития и достоверных чюдес его во обители преподобнаго Паисия, достолепно хранимая ученики его». Упоминание в записке ростовского архиепископа может указывать на время до 1589 г., когда была учреждена Ростовская митрополия. Филарет Гумилевский назвал автором Ж. и чудес Паисия угличского инока Сергия, жившего в конце XVI — начале XVII в. и написавшего в 1610 г. ряд угличских житий (Филарет. Обзор, № 202). В. О. Ключевский поставил под сомнение авторство Сергия, не подтверждаемое рукописями, и обратил внимание на то, что в более поздней работе («Русские святые...») Филарет не повторил атрибуции Ж. Сергию.

Ключевский упоминает две редакции Ж. — краткую и пространную, с позднейшими прибавлениями и хронологическими указаниями, однако не берется судить о первоначальности одной из них. О двух редакциях говорит и Леонид, датируя краткую XVII в., а пространную 1776 г. Последняя датировка скорее всего появилась из-за упоминания Ключевским списка 1776 г. Краткая редакция известна по дефектному списку ГПБ, Q.XVII.69, XVII в. и по иллюстрированному сборнику ростовских житий ГПБ, собр. Титова, № 1084 (охр. кат. 43), XVIII в. (1751). Пространная редакция известна по спискам ГПБ, собр. Титова, № 1642 (охр. кат. 2642). XVIII в. и ГПБ, собр. Вяземского, Q.XXXVII, конца XVIII — начала XIX в. Третий тип текста Ж., по-видимому, испытал на себе влияние летописных источников; он читается в рукописи Московского Румянцевского музея № 934 при записке о канонизации Паисия (см.: Ярославские епархиальные ведомости, 1893, № 42). Краткая редакция написана по образцу житий Пахомия Серба. Она предваряется предисловием, последние слова которого — «о нем же нам ныне слово предлежит» — указывают на богослужебно-гомилитические цели написания Ж.: оно должно было читаться в церкви или в монастырской трапезной. В заключение приводятся Слово похвальное и чудеса. Как и гомилитические жития Пахомия, Ж. краткой редакции бедно фактическими сведениями. В начале пространная редакция Ж. почти дословно совпадает с краткой. Расхождение начинается с переселения Паисия в Углич. С этого момента текст Ж. насыщается фактическим материалом и всевозможными легендами. Большое место уделено описанию строительной деятельности Паисия. При основании монастыря деревянная церковь чудесным образом переносится на новое место. Перед постройкой соборной каменной церкви Паисию, молящемуся всю ночь, является богородица на облаке, а место для постройки обозначается лучами божественного света. При строительстве церкви в Угличе были обретены мощи князя Романа Угличского, а под берегом найдена икона Покрова Богородицы, поставленная потом в соборной церкви. Далее рассказывается о большом пожаре в Угличе и о наводнении от разлива Волги. В Ж. пространной редакции появляются новые персонажи — ростовский архиепископ Тихон, основатель Учемского монастыря Кассиан, ученик Паисия Адриан, поименно перечислены съехавшиеся на освящение соборной церкви игумены окрестных монастырей. Пространная редакция составлена после польско-литовского разорения. В основу ее легла краткая редакция, дополненная по другим источникам, одним из которых был Угличский летописец. На него указывает сам автор пространной редакции — после польского нашествия «летописец града Углича тогда изгибе и сие едва в ризнице преподобнаго отца обрести возмогох, да и то вся истлевша и подрана весма и едва мощно разобрати». Возможно, именно из этого ветхого летописца и попали в пространную редакцию даты — 6974 (1466) г., переселение Паисия в Углич; 6987 (1479) г., постройка церкви и крещение детей князя Андрея. На этот же летописец ссылается автор, излагая историю ареста Иваном III угличского князя и его детей: «В летописце и от тоя же истории предреченных повестей, яже о изгнании благовернаго князя Андрея с Углеча братом его Московским Иваном. В мале убо времени по воздвижении соборныя церквие преподобнаго во граде Угличе, точию егда соорудив соборную церков каменную благоверный князь и дворец каменной построи, в той год вознепщева на него некако и воста брат его родный князь Иван Московский и согнав брата своего благовернаго и великаго князя Андрея с престола и с Углеча, да и с чады его благоверными князи Иоанном и Дмитрием и в темницу и с чады его заточи. И потом в мале времени и умре благоверный князь Андрей и погребен бысть благолепне в царствующем тогда богоспасаемом граде Москве». Версия об аресте князя Андрея вместе с детьми в Угличе не совпадает с другими летописными источниками, и это было известно писцу списка Вяземского Q.XXXVII, приписавшему на полях: «Зри, что благоверный князь Андрей в Москву взят бысть с Углича и ту в приказе уморен. Зри. И Московский древний летописец сказует, что увезен благоверный князь Андрей к Москве и там в темнице уморен бысть гладом, а погребен тамо же в Архангеле соборе, что там гробница его и до ныне и образ его о сем ясно зрится». Другим источником, неточно рассказывающим об аресте князя Андрея, могли быть жития его сыновей Иоанна, в иночестве Игнатия, и Дмитрия, кончивших свои дни в Вологде (см. Логгин). Обращает на себя внимание сочувствие автора Ж. удельному князю и его детям и неодобрительный тон по отношению к Ивану III, названному просто князем Московским, в то время как Андрей величается не только благоверным, но и великим князем.

В краткой редакции Ж. помещено 27 посмертных чудес, из которых 2-е относится к 1574 г., а 21-е — ко времени царя Василия Шуйского. В пространную редакцию добавлено еще 4 чуда, одно из которых датировано 1654 г. в «Ярославских епархиальных ведомостях» издана пространная редакция с разночтениями по краткой.

Изд.: Киссель Ф. История города Углича. Ярославль, 1844; с. 183—199; Яросл. епарх. вед., 1873, № 16—22, ч. неофиц., с. 127—181.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 317, примеч. 1, 318; Филарет. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, т. 2. 6 июня, с. 196—201; Барсуков. Источники агиографии, стб. 420; Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.) общих и местно чтимых. СПб., 1891, № 727, с. 186—187; Голубинский. История канонизации, с. 152; Угличский летописец. Углич, 1911; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 206—209.

М. Д. Каган