"Своя семья, или Замужняя невеста"

Минимизировать
— 307 —

«Своя семья, или Замужняя невеста». Отрывок из комедии. Впервые опубликован: СО. 1817. Ч. 42. № 47. 30 ноября. С. 106–117 с изложением краткого содержания всей пьесы: «Любим, молодой человек, в бытность свою в Петербурге, женился без согласия своих родственников. Он привозит жену свою в тот город, где живут все его тетки и дяди <…>. Все думают, что он сговорен; никто не знает, что он женат, кроме Варвары Саввишны, которая всех добрее, и у которой молодые пристали. Любимова свадьба до времени остается тайною, а между тем Наташа, жена его, под чужим именем, знакомится со всею мужнею роднею, стараясь каждому из них угодить и понравиться, и в том успевает. — Это содержание одной комедии кн. А. А. Шаховского, в которой я сделал несколько сцен из второго акта».
 
Сцены, опубликованные в СО, написаны Г. в Петербурге в 1817 г. Отдельным же изданием (с небольшими изменениями в тексте, написанном Г.) комедия вышла в свет в 1818 г. с предисловием А. А. Шаховского, разъясняющим историю создания произведения: «Желая сочинить новую комедию для бенефиса г-жи Валберховой (украсившей прелестным даром своим „Липецкие воды“), я выбрал такое содержание пиесы, в котором бы могла она показать разнообразность игры своей, и старался сколько можно связать простою интригою эпизодические явления. Времени до назначенного дня, для бенефиса, оставалось мало, и, бояся не сдержать моего обещания, я просил Г. и Н. И. Хмельницкого помочь мне: они, по приязни своей ко мне, согласились, и первой написал все начало второго действия до ухода Феклы Савишны; а второй в третьем действии сцену, в которой Бирюлькин экзаменует Наташу. Благодарность и справедливость требуют, чтоб я сделал сие известным и не присвоил себе чужого. Кн<язь> Шаховской».
 
4.9.1817 Г. писал С. Бегичеву: «Кстати, Шаховской просит сделать несколько сцен стихами в комедии, которую он пишет для бенефиса Валберховой; и я их сделал довольно удачно. Спишу на днях и пришлю к тебе в Москву» (3, 13). Премьера пьесы «Своя семья, или Замужняя невеста» состоялась 24 января 1818 г. на сцене Петербургского Малого театра. Через несколько дней после первой постановки журнал «Сын
— 308 —

отечества» (1818. Ч. 43. № 5. С. 213–223) опубликовал сразу две рецензии. Первый рецензент (подпись «Z»), хотя и признавал, что «пьеса была принята зрителями с удовольствием и одобрением» и «все актеры играли хорошо», весьма сдержанно и даже критически оценивал драматургию, характеры и язык комедии. «Главное достоинство сей комедии, доставившее ей одобрение публики, состоит в нескольких острых и замысловатых стихах», — но тут же выговаривал авторам: «Слог общественного, благородного обращения у нас имеет еще мало примеров, а стихи, каковы, например, следующие, не могут образовать его… „Он страшный грубиян И до обеда глуп, после обеда пьян… Нет, матушка, она Без ваших вычуров, предобрая… Будет гонка вам“. Возразят, может быть, что сии выражения натуральны и приличны представленным лицам, но натуральное всегда ли бывает благородно, и выражения, приличные в конюшне гусарского полку, могут быть пристойны пред просвещенною публикою?». Другой рецензент (NN) высоко отзывался о комедии в целом, находя в ней «много истинной веселости и забавных сцен». О явлениях, написанных Г., NN замечал: «Характер скупой тетушки также недурен; сцена ее с Наташей очень забавна». В 1829 г. газета «Бабочка» (№ 86. С. 342– 344, подпись: «В. Никонов») в оценке комедии почти полностью повторяла упреки рецензента «Сына отечества», но находила в ней «сцены истинно комические». В театральной же хронике за октябрь-ноябрь 1849 г. журнала «Отечественные записки» Вл. Ч. (Ап. Григорьев) утверждал: «Для нас „Своя семья“ уже устарела и кажется скучною, длинною и без малейшего интереса» (ОЗ. 1849. Т. 67. Отд. 8. С. 321), но в январской книжке «Русского вестника» 1879 г. в статье И. Павлова о грибоедовских сценах «Своей семьи» говорилось как о несомненном преддверии Г.о.у., и они здесь же целиком воспроизводились.
 
Установка Г. на целостность, завершенность эпизода принципиальна, и вовсе не случайно он напечатал свой «отрывок» задолго до публикации полного текста комедии и без членения на явления — в виде большого стихотворения, организованного драматической формой. Умение выстроить эпизод, ярко представить в пределах небольшого сценического сюжета колоритный характер — все это заметно приближало Г. к созданию Г.о.у., где образ Хлёстовой, ее психологическая и бытовая обрисовка, ее речения заставляют вспомнить Мавру Савишну из «Своей семьи».
 
9 августа 1833 г. ссыльный В. К. Кюхельбекер записал в своем дневнике: «С наслаждением прочел я несколько явлений из комедии „Своя семья», написанных Г.: в этом отрывке виден будущий творец Г.о.у.» (Кюхельбекер 1979. С. 265). 11.2.1880, на вечере памяти Г. в московском Артистическом кружке А. Н. Островский читал именно грибоедовские сцены из комедии «Своя семья, или Замужняя невеста» (Коган Л. Р. Летопись жизни и творчества А. Н. Островского. М., 1953. С. 273).
 
Пьеса игралась почти ежегодно в 20–30-е гг. и далее, вплоть до середины 60-х гг., и каждая ее значительная постановка с новыми исполнителями привлекала внимание критики и прессы. 12 февраля 1888 г. в роли Наташи на сцене Александринского театра выступила знаменитая уже М. Г. Савина, избравшая эту роль для своего бенефиса. Выступление М. Г. Савиной было высоко оценено прессой (см.: Новости. 1888. № 45). В оценке игры актрисы сошлись столь разные критики, как А. С. Суворин и В. В. Стасов. Первый писал, что ей присущ «комизм настоящий и здоровый», проявившийся, в частности, в эпизоде с булавкой в сцене, написанной Г. Как и Суворин, Стасов направил Савиной письмо на следующий после бенефиса день: «…я Вами вчера восхищался, мне кажется, как весь театр вместе сложенный. Какая прелесть, какая грация, какое очарование в каждом взгляде, жесте, позе! Вы в самом деле несравненная, как говорила надпись на венке. И знаете что, вдобавок: Вам ужасно идут костюмы времен Александра I и Николая I („Ревизор“, „Своя семья“)…» (Шнейдерман И. Мария Гавриловна Савина. Л.; М., 1956. С. 182, 306, 365; Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры. Т. 2. М., 1967. С. 120).
— 309 —

В январе 1896 г., в связи с 50-летием со дня смерти Шаховского, Александринский театр вновь вернулся к пьесе, и вновь в роли Наташи выступила М. Г. Савина в ансамбле с другими выдающимися актерами (В. Н. Давыдов, В. В. Стрельская и др.).