Иван Федоров (Москвитин)

Иван Федоров (Москвитин) (ок. 1510 г. — 5 XII 1583 г.) — первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского воеводства (ПНР). Запись в промоционной книге Краковского университета о присвоении в 1532 г, степени бакалавра, которой был удостоен «Johannes Theodori Moscus» («Иван сын Федора Москвитин»), позволила выдвинуть гипотезу об обучении первопечатника в Кракове. В 50—60-х гг. XVI в. он был дьяконом церкви Николы чудотворца Гостунского в московском Кремле. В 1550-х гг. предположительно работал в так называемой анонимной типографии в Москве, выпустившей 7 изданий. 19.IV.1563 — 1.III.1564. И. Ф. вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую печатную книгу Апостол, предварительно выполнив большую текстологическую и редакторскую работу. Книга напечатана в первой русской государственной типографии, во главе которой стоял И. Ф.

Апостол 1564 г. — превосходно оформленное, обильно орнаментированное издание. Тексту предпослан гравированный на дереве фронтиспис — изображение апостола Луки. В технике ксилографии выполнены и 48 заставок книги, отпечатанные с 20 досок, и 22 инициала, которые характеризуются высоким художественным мастерством. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Дионисиева Изографа, И. Ф. создал так называемый старопечатный стиль, в дальнейшем получивший широкое распространение в художественном убранстве печатных и рукописных книг. Шрифт Апостола 1564 г., впоследствии применявшийся и в других изданиях И. Ф., разработан на основе московского полуустава XVI в. В процессе редактирования Апостола И. Ф. использовал русские рукописные оригиналы, а также издания Нового завета на нескольких языках.

В конце Апостола 1564 г. помещено послесловие, авторство которого ранее приписывали митрополиту Макарию или благовещенскому священнику Сильвестру. В настоящее время большинство ученых считает автором послесловия И. Ф. В послесловии мотивируется необходимость создания типографии в Москве, рассказано о том, как Иван IV «повеле устроити дом от своея царския казны, идеже печатному делу строитися», указано время работы над книгой, приведены имена типографов. Исследователи отмечали определенную стилистическую близость послесловия Апостола 1564 г. с послесловиями южнославянских старопечатных книг, с сочинениями так называемого официального стиля середины XVI в. (Летописец начала царства, Стоглав, Степенная книга), с сочинениями Максима Грека. В настоящее время известно по крайней мере 57 экз. Апостола 1564 г. (9 экз. в ГИМ, 8 — в ГПБ, 7 — в ГБЛ, 4 — в БАН, по 3 — в ЦНБ АН УССР в Киеве и НБ МГУ, по 2 — в ЦГАДА и ГПНТБ СО АН СССР, по 1 экз. — в ГПИБ, НБ ЛГУ, НБ Казанск. ГУ, Гос. Эрмитаже, НБ Уральск. ГУ, в б-ках музеев Владимира и Иванова н др.), 5 экз. находятся в зарубежных библиотеках. Старейшая вкладная запись на сохранившихся экземплярах Апостола 1564 г. относится к 1570 г. Записи XVI в. на этой книге чрезвычайно редки, что говорит об официальных путях распространения издания. 7 VIII 1565 — 29 IX 1565 и 2 IX 1565 — 29 X 1565 И. Ф. напечатал в Москве два издания Часовника. Художественное убранство книги составляют 8 заставок, отпечатанных с 7 форм, и 46 инициалов — с 16 форм. Рисунок заставок восходит к арабеске московской школы орнаменталистов и готике политипажей венгерской и польской печатной книги XVI в. Второе издание по сравнению с первым подвергнуто сильной редакторской правке. Сохранился 1 экз. первого издания, находящийся в корол. б-ке в Брюсселе, и 5 экз. второго издания, находящиеся в ГПБ, НБ ЛГУ, БАН, Королевской б-ке в Копенгагене и б-ках колледжей «Корпус Кристи» (Кембридж, Великобритания) и «Сион» (Лондон).

В период между 29 X 1565 и 8 VII 1568 И. Ф. покинул Москву из-за преследований со стороны осифлянской верхушки церкви. Вторая типография И. Ф. была основана в Заблудове (ныне на территории ПНР), в имении гетмана Великого Княжества Литовского Г. А. Ходкевича. Здесь 8 VII 1568 — 17 III 1569 И. Ф. и Петр Тимофеев Мстиславец напечатали Учительное евангелие, на страницах которого помещено и одно Слово Кирилла Туровского — первый опубликованный памятник древнерусской литературы. Книга открывается предисловием, написанным от лица гетмана Г. А. Ходкевича, в котором мотивируется решение печатать Учительное евангелие по старым рукописям, «яко з давна писаную» и отклоняется совет о переводе текста на «простую мову». Художественное убранство книги составляют декоративная геральдическая композиция с гербом Г. А. Ходкевича, три заставки — с двух форм и два гравированных инициала. Учительное евангелие отпечатано московским шрифтом И. Ф. Известно по крайней мере 38 экз. (6 экз. в ГБЛ, 6 — в ГИМ, 3 — в ГИБ, по 2 — в БАН, НБ МГУ и Музее укр. искусства во Львове, по 1 экз. — в ГПИБ, ГБ БССР, ГНБ АН УССР во Львове, Фунд. б-ке АН БССР, ЦНБ АН УССР в Киеве, научных б-ках ЛГУ, Львовского ГУ, Вильнюсского ГУ, ИРЛИ, ГПНТБ СО АН СССР, Гос. ист. архиве Карельской АССР и др.). 3 экз. находятся в зарубежных библиотеках. Старейшая сохранившаяся вкладная запись относится к 1570 г. Большое количество записей XVI в. на известных нам экземплярах книги свидетельствует, что она широко продавалась как в Великом княжестве Литовском, так и в Московском государстве. 26 IX 1569 — 23 III 1570 И. Ф. напечатал в Заблудове Псалтирь с Часословцем.

Книга открывается предисловиями И. Ф. и Г. А. Ходкевича. Далее помещено «Предисловие в книгу сию, глаголемую Псалтырь», в котором идет речь о значении этой книги, об авторах отдельных текстов, приведены высказывания о Псалтири Василия Великого и Иоанна Златоуста. В книге — две цельностраничные гравюры, отпечатанные с 5 форм, 4 концовки и большое количество инициалов. Впервые в русской книге в Псалтири 1570 г. применен табличный набор (для воспроизведения Пасхалии). Книга эта, использовавшаяся в учебных целях, сохранилась в 3 экз., находящихся в ГПБ, Львовском музее украинского искусства и в б-ке дворца Ламбет — резиденции кентерберийских епископов (Великобритания). Заблудовская типография И. Ф. сыграла значительную роль в становлении постоянного книгопечатания в Белоруссии, в развитии русско-белорусских культурных связей.

Из Заблудова И. Ф. перенес типографскую деятельность во Львов, куда он переехал осенью 1572 г. 25 II 1573 — 15 II 1574 здесь напечатан Апостол, первая точно датированная украинская печатная книга. В конце ее — послесловие «Сия убо повесть изъявляет откуду начася и како съвершися друкарня сия» — первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы. И. Ф. говорит здесь о причинах прекращения деятельности московской типографии, о своей работе в Великом княжестве Литовском, о переезде во Львов и о создании первой на украинской земле типографии. Проводились стилистические параллели между послесловием Апостола 1574 г. и послесловиями венецианских кирилловских изданий первой половины XVI в. Отмечены прямые цитаты в тексте послесловия из первого послания А. М. Курбского к Ивану IV. Языку И. Ф. свойственна образность. Это особенно характерно для включенной в послесловие прямой речи. Таков, например, ответ первопечатника на предложение Г. А. Ходкевича жить в деревне и заниматься земледелием: «Неудобно ми бе ралом ниже семен сеянием время живота своего съкращати, но имам убо въместо рала художьство наручных дел съсуды, въместо же житных семен духовная семена по вселенней разсевати». В книге — 3 цельностраничных гравюры (герб Г. А. Ходкевича, апостол Лука и геральдическая композиция с гербом г. Львова и типографским знаком И. Ф.), 51 заставка — с 31 формы, 47 концовок и 23 инициала. Апостол 1574 г. известен по крайней мере в 90 экз. (12 экз. в ГБЛ, 9 экз. — в ГПБ, по 5 — в ГИМ, ГНБ АН УССР во Львове, НБ МГУ и БАН, по 4 экз. — в Львовском музее украинского искусства и ЦНБ АН УССР в Киеве, по 2 — в ГПНТБ СО АН СССР, ЦГАДА, НБ Львовского ГУ, по 1 экз. — в науч. б-ках Вильнюсского, Ленинградского, Харьковского, Саратовского ун-тов, ГПИБ, ИРЛИ и др.). По меньшей мере 14 экз. находятся в зарубежных библиотеках.

В 1574 г. во Львове И. Ф. напечатал Азбуку — первый печатный восточнославянский учебник, сохранившийся в единственном экземпляре, находящемся в б-ке Гарвардского ун-та (США). Азбука 1574 г. свидетельствует о педагогической направленности деятельности И. Ф., который составил этот учебник, как он сам говорит в послесловии, «ради скораго младеньческаго научения». В книге помещены алфавиты в прямом и обратном порядке, сочетания согласных с гласными, примеры спряжения глаголов, примеры использования знаков ударения и придыхания, примеры склонения существительных и прилагательных, тексты для закрепления навыков чтения и письма. Среди последних — азбучный акростих, тексты молитв, отрывки притчей Соломона, апостольских посланий. В конце — краткое послесловие И. Ф.

Четвертая типография И. Ф. основана в 1578 г. в Остроге — имении князя Константина Константиновича Острожского. Здесь 18 VI 1578 напечатано новое издание Азбуки, экземпляры которой сохранились в б-ках Готы (ГДР) и Копенгагена (Дания). Азбука предназначалась для использования «детем к научению» в школе основанной в Остроге. В первой части книги (некоторые исследователи считают ее самостоятельным изданием) помещены параллельные греко-славянские тексты. В Азбуке 1578 г. впервые напечатан памятник древней болгарской литературы — «Сказание» Черноризца Храбра. В 1580 г. в Остроге И. Ф. напечатал Новый завет с Псалтирью, сохранившийся, по крайней мере, в 59 экз. (11 экз. — в ГБЛ, 7 — в ГНБ АН УССР во Львове, 5 — в ГИМ, 4 — в ГПБ, по 3 — в Музее украинского искусства во Львове, БАН, по 2 — в ГПИБ, НБ МГУ, ГПНТБ СО АН СССР по 1 экз. — в науч. б-ках Вильнюсского, Ленинградского, Львовского, Саратовского, Харьковского гос. ун-тов, ЦНБ АН УССР в Киеве, ЦГАДА, ЦГИА в Ленинграде и др.), 9 экз. — в зарубежных библиотеках. В 1580 г. И. Ф. напечатал также алфавитно-предметный указатель к Новому завету — «Книжку собрание вещей нужнейших», составленную Тимофеем Михайловичем и сохранившуюся в 15 экз. (4 экз. — в ГБЛ, 3 — в ГПБ, по 1 экз. — в Горьковск. обл. б-ке, ЦНБ АН УССР во Львове, ГИМ, НБ МГУ, Ярославо-Ростовском музее-заповеднике и др.).

В 1580—1581 гг. И. Ф. печатает в Остроге первую полную славянскую Библию (так называемая Острожская Библия), которая известна в вариантах с датами выхода 12 VII 1580 и 12 VIII 1581 гг. Так как комбинация вариантов набора в сохранившихся экземплярах совершенно случайна, считается, что изданий Острожской Библии было одно, а не два. Основному тексту предпосланы вирши на герб К. К. Острожского, составленные Г. Д. Смотрицким, предисловие князя К. К. Острожского, предисловие и вирши к нему Г. Д. Смотрицкого, оглавление. Текст напечатан по одному из списков Геннадиевской Библии. Послесловие И. Ф., завершающее книгу, известно в двух редакциях. Сохранилось не менее 250 экз. (33 экз. — в ГБЛ, 16 экз. — в ЦНБ АН УССР в Киеве, 14 — в ГНБ АН УССР во Львове, 13 — в ГПБ, 11 — в ГИМ, по 6 экз. — в БАН, НБ МГУ и др.). В 1581 г. И. Ф. печатает в Остроге листовку — «Хронологию» Андрея Рымши, сохранившуюся в единственном экземпляре в ГПБ.

С 1582 г. И. Ф. снова во Львове, где он пытается организовать новую типографию. И. Ф. был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами. Он отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру со взаимозаменяемыми частями. В 1583 г. И. Ф. побывал в Кракове, Вене и, возможно, в Дрездене, в архиве которого сохранилось письмо типографа саксонскому курфюрсту Августу, написанное в Вене 23 VII 1583 г. Вернувшись во Львов в конце 1583 г., И. Ф. заболел и умер. Он похоронен в Онуфриевском монастыре, где в 1977 г. открыт мемориальный Музей И. Ф. Памятники И. Ф. установлены в Москве (1909 г., скульптор С. М. Волнухин) и во Львове (1977 г., скульпторы В. Н. Борисенко и В. М. Подольский). Память И. Ф. отмечается ежегодными «Федоровскими чтениями», которые проводятся в Москве научным советом АН СССР по истории мировой культуры, ГБЛ и Центральным правлением Всесоюзного общества любителей книги, и «Федоровским семинаром», проводимым во Львове Музеем И. Ф., ГНБ АН УССР и Львовск. отделением Общества охраны памятников истории и культуры. С 1976 г. выпускается продолжающееся издание «Федоровские чтения» (ГБЛ и издательство «Наука»).

Существуют библиографические указатели литературы, посвященной И. Ф., в кн.: Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935; Немировский Е. Л. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. Жизнь и деятельность Ивана Федорова. Указатель литературы 1574—1974. М., 1975 (описано 1754 назв.).

Изд.: Щепкина М. В. Переводы предисловий и послесловий первопечатных книг // У истоков русского книгопечатания. М., 1959, с. 215—254; Часовник 1565 г. Брюссель, 1967 (факсим. изд.); Grasshoff H., Simmоns J. S. G. Ivan Fedorovs griechisch russisch / Kirchenslawisches Lesebuch von 1578 und der Gothaer Bukvar’ von 1578/1580. Berlin, 1569 (факсим. изд.); Буквар Iвана Федорова. Киïв, 1975 (факсим. изд.).

Доп.: Русское историческое повествование XVI—XVII вв. / Сост. Ю. А. Лабынцев. М., 1984, с. 21—28; ПЛДР. Сер. XVI в. М., 1985, с. 288—299, 599—601.

Лит.: Иван Федоров первопечатник. М.; Л., 1935; Зернова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947; Запаско Я. П. 1) Першодрукар Iван Федоров. Львiв, 1964; 2) Художественное наследие Ивана Федорова. Львов, 1974; Кацпржак Е. И. Первопечатник Иван Федоров. М., 1964; Немировский Е. Л. 1) Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964; 2) Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М., 1974; 3) Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979; 4) Иван Федоров: (Около 1510—1583). М., 1985; Першодрукар Iван Федоров та його послiдовники на Украïнi / Зб. документiв. Киïв, 1975; Iсаевич Я. Д. 1) Першодрукар Iван Федоров i виникнения друкарства на Украïнi. Львiв, 1975; 2) Преемники первопечатника. М., 1981.

Е. Л. Немировский