"Хищники на Чегеме"

Минимизировать
— 361 —

«Хищники на Чегеме». Автограф — ПД (Ф. 623. № 17, из собр. журнала «Русская старина»). Стихотворение впервые опубликовано: СП. 1826. 30 ноября. № 143, без строфы 9, с подписью: «А. Грибоедов»; Другая редакция: РСл. 1859. Май. № 5. С. 83–85, под заглавием «Дележ добычи», по Черн. тетр. В автографе имеются примечания с подписью: «Изд<атель>». К заглавию: «Горная река при северном склонении Кавказа»; к стиху 26: «Двувершинный и могучий — Эльбрус»; к стиху 52: «Джигит — удалец». Примечания и подпись «А. Грибоедов» — написаны другим почерком. Составитель примечаний — Ф. В. Булгарин, однако возможно и участие Г. При публикации стихотворения в «Северной пчеле» Булгарин поместил их, добавив еще примечание к стиху 56: «Вообще магометане стараются обращать в свою веру пленных, особенно юношей. Ложная мысль о невредимости стана истреблена победами Русских». При публикации стихотворения в СП, помимо исключения (по цензурным причинам) строфы 9, были сделаны еще некоторые изменения: опущена нумерация строф, имеющаяся в автографе и публикации «Русского слова», в ст. 55 вместо «красных отроков» напечатано: «пленных отроков». Публикация в «Северной пчеле» сопровождалась примечанием издателя: «Прекрасное сие стихотворение, изображающее в кратких словах дикую природу Кавказа и нравы необузданных его обитателей, написано во время похода противу горцев, в октябре 1825 года, в становище близ Каменного моста на реке Малке. Вид надоблачных гор, гнезда хищнических, полудиких племен, возбудил в воображении поэта мысль представить их в природном их характере, пирующих после битвы и грозными песнями прославляющих свои набеги и свои неприступные убежища. Русский меч вскоре наказал хищников за их буйство, и русские орлы воспарили над вершинами Кавказа, торжествуя блистательные победы. По нашему мнению, поныне нет стихотворения, которое бы с такою силою и сжатостью слога, с такими местностями и с такою живостью воображения изображало, так сказать, характер Кавказа с нравами его жителей, как сие бесценное произведение. Изд
 
Хищники (чеченск.: харцызы) — название «немирных» горцев, совершавших набеги на русские войска (ср. очерк А. И. Якубовича, посвященный харцызам, вошедший в его «Отрывки о Кавказе. Из походных записок» — СП. 1825. № 138, от 17 ноября, подпись: «А. Я.»).
 
Фактическая основа стихотворения раскрыта Е. Г. Вейденбаумом: «На рассвете 29 сентября 1825 г., при сильном тумане и дожде, партия кабардинцев и закубанских черкесов, в числе до 2 000 всадников, прорвались сквозь казачьи посты, напали на станицу Солдатскую и разгромили ее. Хищники убили 10 человек, захватили в плен 116 мужчин, женщин и детей; отогнали весь рогатый скот и станичный табун и, уходя, подожгли станицу в нескольких местах. Пока тревога распространилась по ближайшим станицам, хищники успели скрыться с своей добычею в ущелье р<еки> Чегема. Получив известие о набегах, Вельяминов принял немедленно меры к преграждению хищникам возможности уйти безнаказанно за Кубань, в пределы непокорных горцев. Из Константиногорска Вельяминов выехал 4 октября в сопровождении Г. и в тот же день прибыл на р<еку> Малку в укрепление Каменный мост. Оно составляло одно из звеньев той Новой линии укрепленных пунктов, которая была учреждена Ермоловым в 1822 г. для обуздания кабардинцев. Разного рода распоряжения задержали Вельяминова на Малке около девяти дней. Здесь набросал Г. свое стихотворение „Хищники на Чегеме“, имеющее помету „Кам. мост на Малке ** Октября 1825“» (ПССП. Т. I. С. 282). Стихотворение, таким образом, начато между 5 и 12 октября 1825 г., но не было закончено сразу. 22.11.1825 Грибоедов писал А. Бестужеву из станицы Екатериноградской: «На Малке я начал что-то поэтическое, по
— 362 —

крайней мере самому очень нравилось, обстоятельства прервали, остыл, но при первой благоприятной перемене снова завьюсь в эфир» (Соч. С. 521).
 
В «Описании Чеченского похода. 1826» Сахно-Устимович писал: «Чеченцы не имеют ни правления, ни начальников, и если есть где-либо чистый демократизм, без примеси всякой другой формы, то это в Чечне. Там нет различия состояний, нет никакой аристократии, богатства и, что страннее всего, даже исполнительской власти. <…>. Чечня разделяется на несколько обществ, называемых по главным селениям. Общества делятся на фамилии, управляемые старшинами, и эти старшины суть единственные представители ограниченной и бессильной власти, без общего приговора они ничего не могут сделать и взыскивать за непослушание не имеют права. В случаях важных созывается общее народное собрание всех чеченцев, и оно есть верховный судья и распорядитель в делах общих. <…> Разбор мелких споров в своей фамилии делают старшины, между членами разных фамилий — духовные по шариату, или посредники» (РГАДА. Ф. 1406. Оп. 1. № 294. Л. 7–8).
 
«Юные народы» приковывали к себе особое внимание Г. (ср. «Серчак и Итляр», а также намеченное в плане драмы о 1812-м годе «размышление о юном, первообразном сем (русском. — Ред.) народе, об особенностях его одежды, зданий, веры, нравов. Сам себе преданный — что бы он мог произвести?» (2, 201–202). «Первообразные народы» характеризуются Г. слитыми с природой, почти неотделимыми от нее. Естественный ход истории как смена духовно равных одно другому поколений обусловливает нерушимость этой «первообразности». Отсюда патриархальная простота и справедливость общественных обычаев таких народов. Жестокость же нравов оправдывается тем, что она вызвана борьбой за свободу против пришельцев, посягающих на естественные права народов.
 
«Сущность „Хищников на Чегеме“, — отмечал Г. А. Гуковский, — аналогична замыслу пушкинских „Подражаний Корану“. И здесь поэт ставит своей целью не идеализированное, возведенное к некоему метафизическому типу национальной героики, изображение „первобытного“ народа, а изображение его во всей его этнографической характерности и несходстве с нормами европейской общественной морали <…>. И он не осуждает горцев, — он объясняет их» (Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 317).
 
Стихотворение оказало воздействие на некоторых современных поэтов. Так, А. Бестужев испытал влияние Г., создавая «Песни кабардинцев» («На Казбек слетелись тучи…» и «Слава нам, смерть врагу…»), включенные в повесть «Аммалат-бек» (1832); заметно также влияние «Хищников на Чегеме» на «Песнь горных греков» П. Обадовского (СП. 1828. 10 июля).