Вассиан Санин (ум. 1515 г.) — архиепископ Ростовский, публицист. Как и его брат Иосиф Волоцкий, В. С. первоначально был монахом Пафнутьева Боровского монастыря; уход Иосифа из этого монастыря привел к «разлучению» между братьями, о котором упоминает Иосиф в послании к В. С. Послание это было написано в период усиления еретического движения — время, которое Волоцкий игумен объявлял «лютейшим» из всех времен, «отнелиже солнце благочестия нача сиати в Росийстей земли». Местопребывание В. С. в этот период неизвестно; вряд ли он был в Волоколамском монастыре, ибо Иосиф Волоцкий, писавший из монастыря епископу Нифонту Суздальскому о еретичестве митрополита Зосимы, ссылался на то, что «сказывал ти и самому, государю моему, брат мой Васьян». Уже с 1502 г., когда влияние покровителей ереси при дворе Ивана III Васильевича (снохи и внука великого князя) прекратилось, В. С. занял важное место внутри церковной иерархии — стал игуменом московского Симонова монастыря, а с 1506 г. — архиепископом Ростовским. После разрыва Иосифа Волоцкого с волоколамскими князьями, перехода его вместе с монастырем под великокняжеский патронат и связанного с этим конфликта между Иосифом и новгородским архиепископом Серапионом В. С. вновь поддержал брата и участвовал в церковном соборе 1509 г., лишившем Серапиона его сана. Житие Серапиона в связи с этим характеризует В. С. как «легка умом, легчайша же разумом».
Литературные интересы В. С. выразились в активной книгописной деятельности (сохранился ряд рукописей, переписанных им) и в написании жития Пафиутия Боровского.
Житие Пафнутия, написанное В. С., дошло до нас в двух редакциях — отдельной и редакции, включенной в Великие Минеи Четии. Вопрос о взаимоотношении между этими редакциями не решен. В отдельной редакции житие включает в себя «Повести отца Пафнутия» и рассказ «О убиении богобоязнива мужа», читающиеся и в Патерике Волоколамском, в тексте, включенном в ВМЧ, их нет. В ВМЧ в начале названо имя составителя жития — «Васьяна архиепископа Ростовского и Ярославского» и помещено предисловие о «добродетельности» и «богоугодности» Пафнутия. Текст в ВМЧ за май не издан — ср. ГПБ, Соф. собр., № 1321, л. 64а—80.
Житие Пафнутия, составленное В. С., имеет традиционный характер; помещенный здесь рассказ «О преставлении святого» явно опирался на Записку Иннокентия, но не сохранил тех ярких и индивидуальных подробностей, которые характерны для этого рассказа о последних днях жизни Пафнутия. Жизнь святого характеризуется в основном чертами внешнего благочестия — соблюдением молитвенного чина, поста и воздержания, удалением от женского общества; прозорливость Пафнутия проявляется в его способности уличить нарушителей монастырского «правила» и дисциплины. В одном случае нарушителем заповеди святого оказывается знаменитый иконописец Дионисий, позволивший себе вкусить «мирского ястия во обители», наказанный за это «лютым недугом» и излечившийся только после покаяния. Суровому наказанию подвергаются и все лица, проявившие непочтительность к преподобному; в ряде рассказов наказание иноков, нарушивших правила, совершают бесы (демонологические мотивы встречаются в Житии неоднократно). Чудесная прозорливость Пафнутия выражается, в частности, и в том, что при известии об отставке архимандрита Симонова монастыря Пафнутий, с улыбкой взглянув на самого В. С., тогда еще «юна и новопострижена», предсказывает ему, что он впоследствии возглавит Симонов монастырь. Включение этого рассказа о чуде чрезвычайно характерно для В. С. как автора традиционно-канонических житий.
Связь иосифлян (и в особенности их союзника — архиепископа Новгородского Геннадия) с «латинами» была, возможно, причиной того, что врач-католик Булев Николай, служивший Василию III Ивановичу, в 1506—1515 гг. обратился именно к В. С. с посланием о необходимости соединения католической и православной церкви; полемический ответ на это послание был написан неизвестным волоколамским публицистом.
Описание рукописей Волоколамского собрания (ГБЛ), переписанных B. C.: Иосиф, иеромонах. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в Библиотеку Московской духовной академии. М., 1882 (отт. из ЧОИДР, 1881, кн. 3), № 66 (245); Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891 (ОЛДП, № 98), с. 100—104.
Изд.: Житие преподобного Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского // Сб. Ист.-филол. о-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Нежин, 1899, т. 2, отд. 2, с. 98—149.
Лит.: Xрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, с. 38, 130 (рец.: Невоструев К. И. — Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1870); Жмакин В. И. Памятник русской противукатолической полемики XVI в. // ЖМНП, 1880, № 10, с. 319—332; Майков Л. Н. Последние труды // ИОРЯС, 1900, т. 5, кн. 2, с. 389—390; Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 54, 76, 173—175, 254—255, 329—331, 368; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV—XVI в.). М., 1977, с. 64, 85—86, 100.
Я. С. Лурье