Симон (Чиж), митрополит всероссийский

Симон (по прозвищу Чиж) (ум. 30 IV 1511) — митрополит всероссийский, автор посланий. Прозвище митрополита сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 213); сообщение это подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571 (Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 68). С 1490 г. С. был игуменом Троице-Сергиева монастыря, возглавил русскую церковь с сентября 1495 г., оставил: митрополию по болезни 26 апреля 1511 г. В отличие от других летописей Типографская летопись днем смерти митрополита называет 29 апреля (ПСРЛ. Т. 24. С. 217); Летописец Владимирский дает ошибочную дату его смерти — 28 мая 1509 г. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 140); на основании первого издания Типографской летописи П. М. Строев также ошибочно датирует кончину С. 28 января 1512 г. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 5).

Поставление С. в митрополиты обставлено было новым и сложным церемониалом, причем великий князь сам вручил главе русской церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. В сложной политической борьбе кон. XV в. новоизбранный митрополит не всегда обнаруживал единодушие с великим князем. Он безропотно благословил на великое княжение сначала внука Ивана III Димитрия, а затем его сына Василия Ивановича, санкционировал секуляризационные мероприятия в Новгороде в 1499  г., но вместе с тем защищал опальных Патрикеевых (в 1499 г.) и, по предположению Л. В. Черепнина, в 1497 г. наложил епитимию на великого князя за то, что тот «уморил» своего брата — Углицкого князя Андрея Васильевича (позднее, в 1511 г., С. «печаловался» за другого удельного князя — Семена Ивановича). В дальнейшем С. проявил себя как единомышленник и покровитель Иосифа Волоцкого и его сторонников: на соборе 1503 г. он энергично воспротивился секуляризационным планам правительства, принимал активное участие и в соборе на еретиков 1504 г.; его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом и новгородским архиепископом Серапионом. Кончина С., который незадолго до смерти «по великого князя слову» взял «прощение» у Серапиона, означала серьезное ослабление партии Иосифа Волоцкого, хотя мнение о вынужденном уходе митрополита от кормила власти не имеет под собой фактических оснований.

Помимо сугубо деловых бумаг (см., в частности, его ставленую грамоту Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 г.: Муравьев А. Русская Фиваида на севере. СПб., 1855. С. 60—61) митрополит С. написал следующие послания: 1) Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495—1505 гг.), — издано: АИ. Т. 1. № 103; 2) Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.) — издано: Там же. № 112; 3) Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.) — издано: Там же; 4) Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.) — издано в ААЭ и в составе Летописи Псковской I; 5—6) Два послания Иосифу Волоцкому, объявляющие недействительным его отлучение новгородским архиепископом Серапионом, одно из которых — краткое — написано в кон. апреля 1509 г. (издано в кн. «Послания Иосифа Волоцкого»), другое — более пространное — написано после июльского собора того же года — издано: АИ. Т. 1. № 290; в составе послания Иосифа Волоцкого Б. В. Кутузову в ДРВ и в кн. «Послания Иосифа Волоцкого», наконец, в составе Жития Иосифа Волоцкого. Последнее послание было использовано в рассказе об осуждении Серапиона, содержащемся в Летописях Софийской II и Львовской (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 249—250; СПб., 1910. Т. 20, 1-я пол. С. 381—382). Филарет Гумилевский атрибутирует также С. поучение священнослужителям (AИ. Т. 1. № 109. С. 159—164). От имени С. написано послание о соблюдении соборного приговора 1504 г., однако считается, что его истинный автор — Иосиф Волоцкий (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 503—510). До нас дошло не все, что написал митрополит: в описи царского архива значится «запись прощальная Симона митрополита в преставленье его», а в описи архива Посольского приказа 1614 г. — «грамота Симана митрополита ко князю Василью Шемятичю, писаны (вместе с названной перед этим грамотой. — Д. Б.) в 7019 году» (Опись Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года / Подгот. к печати С. А. Левиной и С. О. Шмидтом. М., 1960. С. 32, 52).

С именем С. связан ряд важных для истории русской церкви документов: в митрополичьей канцелярии составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении (Послания Иосифа Волоцкого. С. 322—329); ко времени правления С. Л. В. Черепнин относит составление основной части митрополичьего формулярника (ГИМ, Синод. собр., № 562), причем ученый связывает это предприятие с собором 1503 г.

Митрополит С. был весьма начитанным человеком своего времени, хорошо ориентировавшимся в Священном писании и канонической литературе. Это явствует и из его собственных сочинений, и из обращенных к нему посланий (новгородских архиепископов Геннадия и Серапиона, Иосифа Волоцкого). Сохранились рукописи — вклады С.: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол (ГБЛ, собр. МДА, ф. 173, № 17), а в Московский Успенский собор — Златоструй (ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14) и Евангелие-апракос (Гос. Оружейная палата, № 15004). О последней рукописи см.: Попов Г. В. Орнаментация рукописи 1499 года из Московского Успенского собора // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 226—246. Автограф С. опубликован в кн.: Погодин М. П. Русский исторический альбом. М., 1853. Л. 3. № 23.

Изд.: ДРВ. 1790. Ч. 14. С. 198—200; ААЭ. 1836. Т. 1, № 383, II. С. 487—488; АИ. 1841. Т. 1. № 103, 112, 290. С. 145—146, 166—169, 529—530; ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 277—278; Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным. По двум рукописям собрания П. А. Овчинникова / С предисл. С. А. Белокурова // ЧОИДР. 1903. Кн. 3. С. 41—42; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 88—89; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 224—226, 329.

Доп.: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1987. [Ч. 2]. С. 287—292, 301—303, 304—306, 377—378.

Лит.: Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1870. Т. 6. С. 113—149; Строев. Словарь. С. 258—259; Филарет. Обзор. С. 122; Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 610—647; РБС. 1904. «Сабанеев — Смыслов». С. 493—494; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV веков. М., 1951. Ч. 2. С. 22—23, 289—306; Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века / Предисл. А. И. Плигузова. М., 1986. Ч. 1. С. 33—35.

Д. М. Буланин