Пророчества еллинских мудрецов

Пророчества еллинских мудрецов — статья, встречающаяся в хронографах и сборниках XVI—XVIII вв. и представляющая собой собрание предсказаний античных философов и писателей — Аристотеля, Платона, Гомера, Менандра, Еврипида и др., а также Сивилл и некоторых библейских персонажей (например, Иисуса Сирахова, волхва Валаама) о грядущем воплощении Иисуса Христа, рождении его от девы Марии. Источниками статьи являлись, очевидно, неизвестный переводной памятник, содержавший псевдоизречения «еллинских мудрецов» (статьи с приписываемыми им изречениями известны в греческих рукописях), а также Сказание Афродитиана, Сказание о Ермии, Палея историческая, Сказание о Сивиллах. Форма статьи — собрание пророчеств различных лиц — делала состав ее подвижным и легко изменяемым. Несмотря на это представляется возможным разделение сохранившихся списков на две редакции: хронографическую, находящуюся в составе Хронографа Русского редакций 1512 и 1617 гг., и редакцию сборников, раньше всего читающуюся в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1468, написанном рукою Гурия Тушина в 1523—1526 гг. Отличительными признаками хронографической редакции являются отсутствие в ней предсказаний Сивилл и обоснование устами «еллинских мудрецов» не только учения о воплощении Христа, но и догмата Троицы. Характерные черты второй редакции — включение в текст проречений Сивилл и акцент на теме воплощения Христа. В появлении и распространении в русской литературе П. проявилось стремление русской церкви использовать античное наследие в своих интересах — подкрепить одно из основных положений христианской религии авторитетом деятелей античности. И хотя при этом учение и взгляды античных философов и писателей извращались, тем не менее обращение к их именам свидетельствовало о наличии в русском обществе XVI—XVII вв. интереса к античной культуре и ее обаянии даже в глазах идеологов русской феодальной церкви. В сер. XVI—XVII вв. изображения «еллинских мудрецов» и Сивилл появляются в росписях некоторых церквей (раньше всего — в 1564 г. — в галерее Благовещенского собора в Кремле). «Еллинские мудрецы» изображены с развернутыми свитками в руках, в которых помещены приписываемые «мудрецам» предсказания о воплощении Христа. Внесение в росписи церквей изображений античных философов и писателей было обусловлено теми же мотивами, что и появление статьи П. Изображения «еллинских мудрецов» известны и в стенописи Балканских стран.

Изд.: Кириллова книга. М., 1644. Л. 115 об.—117 об.; Франко. Апокрифы. 1899. Т. 2. С. 33—35; ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22, ч. 1. С. 164—165; Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI—XVII вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 367—368.

Лит.: Щеголев П. Е. Очерки истории отреченной литературы: Сказание Афродитиана. СПб., 1899—1900. С. 89—93; Дуйчев И. Древноезически мислители и писатели в старата българска живопис. София, 1978; Сергеев В. Н. О надписях к изображениям «еллинских мудрецов» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 326—330.

Н. А. Казакова