Житие Макария Колязинского

Житие Макария Колязинского — памятник агиографии, посвященный деятелю второй половины XV в. Макарию (в миру Матвею) (1402—1483 гг.), основателю одного из крупнейших монастырей Тверской земли. Макарий, по свидетельству его младшего современника Иосифа Волоцкого, происходил из рода кашинских бояр Кожиных. После смерти жены он постригся в Клобукове монастыре, откуда ушел с семью старцами и около 1459 г. основал Троицкий монастырь на земле некоего Василия Коляги. По имени его основателя монастырь стал называться Макариевым, а по имени прежнего землевладельца — Колязинским. Событие это относится ко времени борьбы Твери с Москвой за главенствующее положение среди русских княжеств, в которой тверские князья стремились опереться на авторитет и поддержку крупных церковных деятелей. Колязинский монастырь играл роль и идеологического центра. Именно там, у Макария Колязинского, получил благословение тверской купец Афанасий Никитин, отправляясь в 1468 г. на Восток. Но уже в 1485 г., через два года после смерти Макария, Тверь потеряла свою самостоятельность и была присоединена к Москве. Однако Макариев Колязинский монастырь, выгодно расположенный на волжском торговом пути, не потерял своего значения.

Макарий Колязинский вошел в круг церковных деятелей, почитаемых иосифлянами. О нем писал Иосиф Волоцкий в главе 10 своей Духовной грамоты — «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих» в 1507 г. (ЛЗАК за 1862—1863 гг. СПб., 186[4], вып. 2, отд. 2, с. 89; ВМЧ, Сентябрь, дни 1—13. СПб., 1868, стб. 558—559), как о ревнителе святой жизни, подкрепляя это мнение свидетельством «великого старца» Митрофана Бывальцева, Девять лет прожившего на Афоне, однако, по его словам, «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже во Святую Гору мимо Колязинской монастырь: мощно всем подобно творится зде киновиям, иже во Святой горе сущим».

Однако «обретение» в 1521 г. мощей Макария, объявление его новым «чудотворцем» и канонизация как местночтимого святого московским митрополитом Даниилом, занявшим этот пост в 1523 г., вызвала возражение противника иосифлян Вассиана Патрикеева, знавшего Макария как «простого человека» и «мужика сельского» (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, с. 214—218; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960, с. 112, 297). Вероятно, в связи с этой канонизацией начали собирать сведения о жизни и делах Макария. В сборниках XVII в. до нас дошло известие о том, что «в лета 7032 (1524) марта в 17 день (день смерти Макария. — М. К.) воспрашивал князь Юрий Иванович (Дмитровский. — М. К.) стретеньскыа старицы Ефросиний Василиевскыа жены Кожина о житии преподобнаго Макария чюдотворца» (ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л. 28). Ефросинья знала мамку Макария Евфимию, его родителей — Василия и Ирину, его жену Елену, умершую во время мора, сообщила, что сам Макарий умер 81 года от роду. Другие сведения о Макарий со слов Иосифа Волоцкого поместил в Патерике Волоколамском Досифей Топорков (Волоколамский патерик по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 927, XVI в. // Моск. высшие женские курсы: Семинарий по др.-рус. лит., [1912], вып. 5, с. 13—15). Ряд подробностей биографии Макария Колязинского, известных Иосифу Волоцкому и Ефросинье, не попал в его официальное Ж.

Старшие списки Ж. датируются XVI в. Ж. традиционно состоит из трех частей: собственно Ж. с авторским предисловием, тремя прижизненными чудесами и Словом о преставлении Макария, Сказания об обретении мощей Макария 26 мая 1521 г. во время рытья рвов для новой церкви в Колязинском монастыре и Сказания о посмертных чудесах. Рукописная традиция Ж. полностью не изучена, но предварительные наблюдения над списками XVI в. позволяют выявить два вида текста. Второй вид (ГПБ, Солов. собр., № 826/936) более полный, в нем читается рассказ о постриженниках и учениках Макария — Маркеле и Сергии, выдержка из Духовной грамоты Иосифа Волоцкого со сслыкой на Митрофана Бывальцева, упоминание о семи старцах, покинувших Клобуков монастырь вместе с Макарием, дата обретения его мощей. Однако эти подробности скорее всего вторичного происхождения, на что указывают сопровождающие их фразы: «о них же последи поведано будет», или «мы же о сих оставльше, паки на предлежащее возратимся». Первый вид текста (ГПБ, Соф. собр., № 1491) беднее эпизодами, но более цельный стилистически. Это же соотношение подробностей присуще и Сказанию об обретении мощей: в первом виде текста гроб Макария посещает только дмитровский князь Юрий Иванович, во втором — митрополит Даниил посылает свидетельствовать чудеса еще и чудовского архимандрита Иону, отчего эпизод удваивается. В первом виде текста 16 посмертных чудес, во втором — 93, в число которых включены и три прижизненных; некоторые из чудес датированы, последняя дата — 1539 г. В первом виде текста чудо о Захарии расслабленном изложено подробнее, чем во втором виде; зато чудо о бесноватом Василии Рясине дано подробнее во втором виде текста. В первом виде эти чудеса следуют одно за другим, а во втором виде между ними рассказывается о многих людях, приходивших к Макарию за утешением, в то время как «невегласи» смеялись над ним, не признавая в простом и бедно одетом иноке игумена и святого. 16 чудес первого вида Ж. представляют собой небольшие рассказы-миниатюры; 93 чуда второго вида — это только краткий перечень; в сокращенном варианте в него включены и 16 чудес из первого вида, но не в прежнем порядке: так чудо 1-е соответствует 18-му, 2-е — 8-му, 3-е — 9-му, 4-е, возможно, — 16-му, 5-е — 12-му, 6- е —23-му (26-му, или 36-му), 7-е — 19-му, 9-е — 30-му, 13-е — 48-му, 14-е — 51-му, 15-е — 52, 16-е — 64-му.

Авторское предисловие Ж. у обоих видов общее, но во втором виде существует еще и авторское послесловие, в котором сообщается, что история жизни Макария идет от Маркела и Сергия и передается из уст в уста, и, хотя прошло уже 64 года после смерти Макария, жития его еще никто не написал. Стилистически это послесловие традиционно и никаких примет автора не содержит. В тексте первоначального вида Ж. этого послесловия нет (как нет в самом Ж. упоминания об иноках Маркеле и Сергии), но есть авторское предисловие ко второй части произведения — Сказании об обретении мощей, из которого следует, что оно, возможно, написано тем же лицом, что и само Ж.: «Аз же убогий мало преже сих понужахся написати о рожении, и воспитании, и о равноангеловом житии его, елико изообретох, тако вашей любви написах. Ныне же прострох недостойную мою десницу во еже мало что явити о проявлении мощей его». В Сказании второго вида этого предисловия нет.

Таким образом, можно предположить, что первый вид трехчастного произведения, складываясь постепенно, связан с первой канонизацией Макария как местночтимого святого и появился между 1521 и 1524 гг. Второй вид Ж. появился через 64 года после смерти Макария (1483+64) и приурочен к собору 1547 г., на котором было канонизировано большое количество русских святых, составивших по замыслу митрополита Макария русский пантеон, соответствующий новой роли Московского государства в политической и идеологической жизни христианского мира после Флорентийской унии и падения Константинополя. Объявление Макария общерусским святым зафиксировано в Окружной грамоте митрополита Макария 1547 г.: «Пети и праздновати повсюду марта в 17 день великому чюдотворцу игумену Мекарию Колязинскому» (ААЭ, т. 1, с. 203). В Подлиннике иконописном под 17 марта внешность нового святого описывалась так: «Подобием стар и сед, брада поменше Власиевы, не раздвоилась, риза преподобническая, ряска празелень с белилы».

Автор первого вида Ж., создатель основного текста, скорее всего был книжником-профессионалом, хорошо владевшим как композицией житийных произведений, так и их традиционным стилем. В его тексте постоянны ссылки на св. Писание и отцов церкви: сам автор считает себя, как это принято, грубым и недостойным писать жития, однако он «убояхся осуждения раба оного, скрывшего талант господина своего». Отрок Матвей задумал уйти в монастырь, научившись грамоте и читая Евангелие; уговаривая сына вступить в брак, родители приводят ему примеры из Библии, из легенд об Аврааме и Моисее, цитируют Иоанна Златоуста; выбирая место для монастыря, Макарий поет псалмы. Редактор второго вида Ж. не внес изменений в общий стиль произведения, добавив только некоторые эпизоды.

Исследователи XIX в. (Строев, Филарет, Сергий, Барсуков, Леонид) считали, что Ж. написано монахом Макарием. Имя это было прочитано в анаграмме, помещенной после списков Ж. в сборниках собр. Тр.-Серг. лавры (№ 8, л. 462; № 692, л. 488; № 802, л. 17). Однако уже Ключевский обратил внимание на то, что послесловие инока Макария относится только к последней части произведения — Сказанию о чудесах: «Свидетель ми есть Христос мой, не от себе устремляем есть, но принужден быв от отца моего духовнаго именем Серапиона и от некоего брата именем Филарета, а саном еклисиарха..., по прошению их и по повелению такоже се написах и ваших прежних тетрадей никакоже не повреди, не почернил нигде же, ни имяни не пременил в чюдесах, но паче распространил и речи пременил удобь приятен вид». «Аще кто хощет уведати имя преписавшаго чюдеса преподобнаго Макария, се написую ти», далее следует тайнопись, которая скрывает имя Макарий. Таким образом, инок Макарий является редактором уже существовавшего Сказания о чудесах. По наблюдению Ключевского, его работа относится к последней четверти XVI в.: прибавленное им чудо датируется 1584 г.

Ж. включено в Великие Минеи Четии: текст Ж. (скорее всего первого вида), Сказание об обретении мощей и 16 чудес (см.: Иосиф. Подробное оглавление Великих Миней Четиих митрополита Макария. М., 1892, стб. 28—29, 17 марта, л. 401—408 об.). В печатном Прологе (М., 1643, л. 86—87 об.) читается очень краткий текст Ж., в котором сказано, что он «бысть убо от западных стран» и поселился в пустыне близ града Дмитрова. Эти детали, отсутствующие в тексте полного Ж., указывают на независимое от него происхождение проложного вида. В рукописях XVI—XVII вв. встречаются служба Макарию, молитва Макарию и Слово похвальное на память Макария, создание которых также связано с канонизацией святого. Текст Ж. не издан.

Лит.: Строев П. М. Хронологическое указание материалов отечественной истории, литературы, правоведения до начала XVIII столетия // ЖМНП, 1834, ч. 1, кн. 2, § 109, с. 168; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. СПб., 1836, с. 171—172; Ключевский. Древнерусские жития, с. 289—290; Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 69; Строев. Словарь, с. 194—196; Барсуков. Источники агиографии стб. 340—342; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб., 1882, т. 1, с. 372—379; 2) Обзор, № 133; Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси до XVIII в. обще и местно чтимых. СПб., 1891, № 490, 491, 492, с. 122—123; Голубинский. История канонизации, с. 83, 100, 222, 228—229, 232; Лурье Я. С. Роль Твери в создании русского национального государства // Учен. зап. ЛГУ, 1939, вып. 3, № 36, с. 85—109; Будовниц. Монастыри на Руси, с. 204—206.

М. Д. Каган