Христофор, старец Кирилло-Белозерского монастыря

Христофор (ум. после 1612) — старец Кирилло-Белозерского монастыря, теоретик музыки и писец. Становление X. как музыканта и книгописца происходило в стенах Чудова монастыря, иноком которого он был около 1586—1600 гг. (ЦГАДА, ф. 196, оп. 1, № 273, л. 222, 222 об.). На формирование певческого мастерства X. оказали влияние головщики Иона Клык, Иоасаф Луженый, Феоктист, Логгин Корова, вместе с которыми X. пел в монастырском хоре. X. был, очевидно, одним из лучших писцов чудовского скриптория. Предполагается его участие в переписке сентябрьского тома Миней Четьих Чудовских в 1600 г. (ГИМ, Чуд. собр., № 307/317). Около 1602 г. X. перешел в Кирилло-Белозерский монастырь, где он поступил в ученичество к старцу Пимену Хомутине (ГИМ, собр. Щукина, № 767, л. 419), который до своего пострижения был крестовым попом князя Михаила Воротынского (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 78/1317, л. 293). Духовное ученичество X. окончилось в 1605 г., когда он стал монастырским старцем (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 78/1317, л. 293). Самое позднее упоминание о X. в документах Кирилло-Белозерского монастыря относится к 1611 г. (Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. СПб., 1897. Т. 1, вып. 1. С. CII).

В белозерский период жизни X. переписал ряд певческих и четьих книг. Некоторые из них сопровождаются краткими литературными предисловиями и послесловиями (ГИМ, собр. Щукина, № 767, л. 419 — сборник крюковой 1602 г.; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 392/649, л. 320 — минея на июнь 1610 г.; ГИМ, собр. Щукина, № 489, л. 831 об. — Евангелие толковое 1611/1612 г.). Предисловием открывается и певческий сборник 1604 г., содержащий музыкальную азбуку, составителем которой принято считать инока X. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 665/922; сборник переписан двумя писцами, один из которых — X.). Азбука X, относящаяся к беспометному периоду русской невменной нотации, выделяется обилием сведений и некоторыми новыми способами изложения материала. Помимо перечисления и толкования знамен, кокизника и фитника столповой нотации, в ней помещено одно из наиболее ранних пособий по изучению путной нотации. Шагом вперед был метод объяснения роспевов знамен при помощи мелодических примеров. Капитальный труд X. обобщил достижения музыкально-теоретической мысли XVI в. и открыл некоторые новые пути ее развития. Путное руководство в азбуке инока X. рассматривается в не изданной еще диссертации М. В. Богомоловой «Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве» (М., 1983. С. 77—156).

Изд.: Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова; Предисл., коммент. и исслед. Г. Никишова. М., 1983.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 119—127, 369—375; Костюхина Л. М. Книжное письмо в России XVII в. М., 1974. С. 52—55.

С. Г. Зверева