Геласий, игумен Саввина Вишерского монастыря

Геласий (1460-е гг.), — игумен Саввина Вишерского монастыря, причастный к составлению жития Саввы Вишерского. П. М. Строев и архимандрит Филарет считали, что Г. — автор Жития Саввы Вишерского и что Пахомий Логофет это житие «исправил» после 1464 г. В. О. Ключевский полагал, что сначала Г. составил записки о Савве Вишерском, а на их основании Пахомий Логофет написал житие. Столь разноречивые суждения возникли в результате обращения к разным редакциям и спискам Жития Саввы Вишерского. Большинство списков называет в самом начале жития его автором Пахомия Логофета. В Великих Минеях Четиих, например, сообщается, что житие Саввы Вишерского «сътворено священноиноком Пахомием» (ВМЧ, Октябрь. Дни 1—3. СПб., 1870, стб. 25). В то же время в конце ряда списков читается: «Списано же бысть и изъобретено житие блаженнаго отца Савы священноиноком Геласием бывшу тогда игуменом тоя обители в лето 6972 (1464) индикта 12» (ГБЛ, Костром. собр., № 17, л. 409 об.; ГБЛ, собр. Румянцева, № 371, л. 441 и др.). Наиболее подробно освещает историю создания жития концовка списка ГБЛ, собр. МДА, № 15 (л. 379): «...от того жития списася повелением и благословением преосвященнаго архиепископа великаго Новаграда и Пскова владыкы Ионы, снискано же бысть и изобретено блаженнаго житие игуменом Геласием бывшаго настоятелем тогда тоя обители. Написано же бысть и сотворено рукою смиреннаго священноинока Пахомия Сербина, иже от Святыя горы». Одно из посмертных чудес Саввы Вишерского сообщает о приходе в Саввин Вишерский монастырь архиепископа новгородского Ионы и о его повелении настоятелю «святого Савы образ написати на иконе, такожде и стихеры и канон и прочая» (ГБЛ, Костром. собр., № 17, л. 406—406 об.). В житии Ионы, архиепископа новгородского, сообщается о его повелении Пахомию Сербину составить («списати») каноны и жития, в том числе Савве Вишерскому (ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 31). В. О. Ключевский убедительно показывает, насколько богаче биографическими фактами допахомиевская редакция жития Саввы Вишерского, и связывает ее с Г.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 156—157; Строев П. М. 1) Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 95; 2) Словарь, с. 51, 229—230; Барсуков. Источники агиографии, стб. 472—474; Филарет. Обзор, с. 112.

О. А. Белоброва