Феодосий, архиепископ Новгородский

Феодосий (1491 — 26 II 1563) — архиепископ Новгородский, автор посланий, книгописец. Около 1523 г. Ф. постригся в Иосифо-Волокодамском монастыре, где состоял клириком. Уже здесь он обратил на себя внимание великого князя, ибо по непосредственному распоряжению Василия III 21 ноября 1531 г. Ф. назначается игуменом Новгородского Хутынского монастыря (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 62). Ф. проявил себя рачительным иерархом, построив в монастыре каменную церковь святого Георгия. Об авторитете его свидетельствует тот факт, что в 1539 г. Хутынский настоятель входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол (ААЭ. 1836. Т. 1. № 184. С. 161). Вскоре, когда новгородский владыка Макарий возглавил Русскую церковь, Ф. стал его преемником на архиепископской кафедре (с 18 июня 1542 г.). Ф. активно поддерживал внешнюю политику правительства, воодушевляя Ивана Грозного на войну с Казанью; уже на смертном одре он благословил игумена Волоколамского монастыря Леонида на участие в Полоцком походе. Ф. принимал участие и в заседаниях Стоглавого собора. Однако в мае 1551 г., по-видимому за какие-то злоупотребления, царь свел новгородского архиепископа с престола (Псковские летописи. М., 1955. Вып. 2. С. 232). Доживал свои дни Ф. в Волоколамском монастыре.

Помимо чисто деловых документов (см., например, его жалованные грамоты от 24 января 1543 г. и 30 июля 1549 г.: АИ. Т. 1. № 142, 150. С. 207—208, 217), сохранилось много посланий и грамот Ф., носящих следы определенной литературной обработки; некоторые из них до сих пор не опубликованы. Основной корпус посланий Ф. дошел в составе сборника ГПБ, Q.XVII.50, составленного учеником новгородского архиепископа Евфимием Турковым, которому принадлежит также записка о последних днях жизни учителя. А. А. Зимин насчитывает 20 посланий и грамот, несомненно написанных Ф.: 1) Послание Ивану Шигоне Поджогину (1533 г.) — издано в АИ (Т. 1. № 294); 2) Послание новгородскому архиепископу Макарию по поводу его приезда в Москву (январь 1535 г.) — издано в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 30); 3) Грамота боярину В. Г. Морозову о холмогорских попах (около 1542 г.) — издана в ДРВ; 4) Послание во Псков (1542—1551 гг.) — не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1480; 5) Грамота в Корелу (15 января 1543 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 32); 6) Повольная грамота к митрополиту Макарию об избрании ростовского архиепископа Алексея (22 февраля 1543 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 34); 7) Грамота в Псково-Печерский монастырь об иноке Савватии (24 февраля 1543 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 35); 8) Грамота в Устюжну Железопольскую (август 1545 г.) — издана в АИ (Т. 1. № 298); 9) Утешительное послание князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому (сентябрь 1545 г.) — не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50; 10—12) Три послания Ивану IV по случаю Казанского похода (1545—1546 гг.) — первое издано в ДАИ (Т. 1. № 37, I), второе в ДРВ, третье — в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 37, II); 13) Грамота Ивану IV по поводу венчания на царство (до 16 января 1547 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 38); 14) Послание Ивану IV с просьбой принять меры к прекращению корчемства в Новгороде (1547 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 41); 15) Послание неизвестному боярину с благодарностью за убережение софийских боярских детей от участия в Казанском походе (1547—1551 гг.) — издано в ДАИ (Т. 1. № 42); 16) Послание Ивану IV по случаю Казанского похода (1547—1552 гг.) — не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 17) Грамота в Вотскую пятину (8 июня 1548 г.) — издана в ДРВ и ДАИ (Т. 1. № 43); 18) Послание неизвестному игумену о голоде и пьянстве монахов (30 июня 1550 г.) — не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, собр. ПДА, № 430; 19) Послание в защиту монастырского землевладения (около 1550 г.) — не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791; 20) Послание неизвестному вельможе (около 1563 г.) — не опубликовано, читается в сборнике ГПБ, Q.XVII.50. Кроме того, А. А. Зимин считает Ф. автором еще двух посланий: 21) Послание митрополиту Макарию (около 1550 г.) — издано В. Жмакиным; 22) Послание Герману Полеву (после мая 1551 г.) — не опубликовано, читается в сборнике ГИМ, Синод. собр., № 791. А. Д. Седельников атрибутирует Ф., правда бездоказательно, еще одно послание Макарию (не опубликовано, читается в сборниках ГПБ, Q.XVII.50 и ГИМ, собр. Щукина, № 468). Все в том же сборнике Евфимия Туркова сохранилось предсмертное «послание духовное» Ф. к вельможам и властям (не опубликовано). Новгородскому архиепископу приписывается, наконец, рассказ о чуде с новгородским священником Исайей, который относился без должного уважения к Иосифо-Волоколамскому монастырю (издан К. И. Невоструевым). Следует еще отметить, что по инициативе Ф. в 1544—1545 гг. игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители Александра Свирского.

В литературе обращалось внимание на то, что в своих посланиях Ф. охотно использовал произведения и современников, и предшественников. В частности, послание в Вотскую пятину против языческих обрядов списано с грамоты архиепископа Макария — будущего митрополита; грамота в Устюжну в значительной части составлена по «Поучению к попом», приписываемому митрополиту Кириллу II; часть послания царю о корчмах заимствована из послания великому князю Иосифа Волоцкого; грамота Ф. во Псков копирует грамоту игумена Елеазарова монастыря Памфила псковским наместникам; в послании Макарию, которое, согласно А. Д. Седельникову, написано Ф., обнаруживается заимствование из «Слова кратка», обычно атрибутируемого доминиканцу Вениамину. Эти заимствования, как думает А. А. Зимин, облегчались тем, что под руками у Ф. был какой-то формулярник. И в заимствованиях, и в оригинальных текстах новгородского архиепископа обнаруживается его основательная начитанность. В послание о монастырском землевладении он включил известную грамоту императора Константина папе Сильвестру. Вдохновляя Ивана Грозного на Казанский поход, Ф. ссылается на царя Давида, императора Константина, а также на первых русских князей «Игоря, и Святослава, и Владимера, иже и на греческих царех дани имаху». В грамоте В. Г. Морозову (в значительной части воспроизведенной в его же послании митрополиту Макарию, написанном около 1550 г.) Ф. благодарит адресата за письмо, которое «в начале сота сладостно умедвено, а Омеровым именем подкреплено, и афинейским мудрованием украшено». Сочинения Ф. оказали влияние на творения митрополита Макария: первая часть митрополичьего ответа Ивану IV о монастырских землях заимствована из послания новгородского архиепископа на ту же тему.

Ф. был довольно активным книгописцем. Согласно Б. М. Клоссу, рукой архиепископа частично переписаны рукописи ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 514 (л. 223—223 об., 226 об., 233 об.—235 об., 238 об. и др.), № 572 (л. 234 об.); ГПБ, Q.XVII.50 (л. 273 об., 341—342, 343; по данным Р. П. Дмитриевой, автограф Ф. — л. 267—273, 341—345 об.). А. А. Зимин полагал, что Ф. переписал целиком сборник ГИМ, Синод. собр., № 791; по Б. М. Клоссу — этот сборник частично переписан Евфимием Турковым и Дмитрием Лапшиным. Последний исследователь этого кодекса А. И. Плигузов подверг сомнению сообщения записи на л. 1 («...смиреный архиеписков (!) Феодосие Великого Новагорода и Пъскова руку свою приложил лета 7051 февраля в 22 день»), датируя основную часть рукописи 1560-ми гг. и утверждая, что здесь нет почерка Ф., что рукопись, помимо Евфимия Туркова и Дмитрия Лапшина, копировали Феодосии Плещеев и инок Иеремия. По наблюдениям Р. П. Дмитриевой, Ф. участвовал в составлении еще одного сборника — ГИМ, Епарх. собр., № 416, Сохранился также ряд, рукописей, написанных по заказу Ф.

Изд.: ДРВ. 1790. Ч. 14. С. 156—176, 213—216, 238—244, 260—265; АИ. 1841. Т. 1. № 294, 298. С. 537—538, 541—544; ДАИ. 1846. Т. 1, № 30, 32, 34, 35, 37, 38, 41—43. С. 30—31, 33—34, 35—38, 38—40, 55—60; Невоструев К. И. Рассмотрение книги И. Хрущева «Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого». СПб., 1868 // Отчет о двенадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1870. С. 166—168; Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 57—62.

Лит.: Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1874, Т. 7. С. 481—486; Строев. Словарь. С. 305; Филарет. Обзор. С. 157; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. Новгород, 1897. С. 31—32; Кунцевич Г. Феодосий, архиепископ новгородский (1491—1563): (Его «житие») // Jahresbericht der Reformierten Kirchenschule für 1899—1900 СПб., 1900. С. 1—14; Жданов И. Н. Материалы для истории Стоглавого собора // И. Н. Жданов. Сочинения. СПб., 1904. Т. 1. С. 173—175; Бочкарев В. Стоглав и история собора 1551 года. Юхнов, 1906. С. 15—19; РБС. «Яблоновский — Эомин». СПб., 1913. С. 361; Седельников А. Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС. 1926. Т. 30. С. 218; Будовниц И. У. 1) Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947. С. 180—182; 2) Словарь. С. 250; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, М., 1958. С. 80—84; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 107—113; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 505—506; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев — «списатели книг» // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 162; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 205, 213—214; Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиографическое описание / Сост. Н. Н. Зарубин; Подгот. к печати, примеч. и доп. А. А. Амосова. Л., 1982. С. 92—93; Плигузов А. И. Василий Тучков — собеседник Максима Грека // Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. М., 1986. С. 81, 92, примеч. 46.

Д. М. Буланин