Кирилл, епископ Ростовский (1216-1228)

Кирилл (ум. 1230 г.) — епископ Ростовский, биографические сведения о котором есть в Летописи Лаврентьевской. Под 1216 г. сообщается, что К., черноризец Дмитриевского монастыря в г. Суздале, поставлен епископом в Ростове, в 1218 г. К. освящал церковь Бориса и Глеба в Ростове, а в 1224 г. — церковь Спаса в Ярославле. В 1228 г. К. разболелся, оставил епископский стол и вернулся в Дмитриевский монастырь, «хотя лечити свои немочь... бяше же ему лице изменилося, акы почернело от недуга, устне отолстели и нос». В это же время, по решению князя Ярослава Вселодовича, К. был лишен всего своего имущества, а до этого он был богат «кунами и селы, и всем товаром и книгами. И просто рещи, так бе богат всем, так ни един епископ быв в Суждальстей области». К. постригся под именем Кириака и роздал оставшееся имущество нищим. К. был погребен 17 апреля 1230 г. в Димитриевском монастыре (см.: Лаврентьевская летопись. — ПСРЛ, 1962, т. I, стб. 439, 442, 447, 452 и 454).

С именем К. исследователи связывают оживленную книгописную деятельность в Ростове в начале XIII в., предполагают, что К. была составлена большая библиотека и что по его инициативе был осуществлен перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 35). Текст Жития сопровождается припиской, согласно которой рукопись была закончена писцами Иоанном и Алексеем 21 мая 1219 г. «в граде Ростове при князи Василце при сыну Константинове, а внуце Всеволожи», и далее следует молитвенное обращение: «Святая богородица госпоже... помози моему господину Василку и мене грешнаго раба своего Кюрила избави в день судный от вечныя муки». А. И. Соболевский допускал, что в библиотеке К. находился ряд рукописей, сохранившихся до наших дней, в частности Успенский сборник (ГИМ, Синод. собр. № 1063/4), Златоструй с Торжественником (ГПБ, F.п.I.46), «Пандекты» Никона Черногорца (Ярославский музей-заповедник, № 1/6). О. А. Князевская на основании палеографических и кодикологических данных считает, что в Ростове в нач. XIII в., помимо Жития Нифонта, был переписан Апостол Толковый (ГИМ, Синод. собр., № 7), а также возможно — Троицкий кондакарь (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 23) и Евангелие-апракос (Библиотека МГУ, № 2Ag 80). В. С. Голышенко установила принадлежность руке одного писца рукописей Учительного евангелия Константина Болгарского (ГИМ, Синод. собр., № 262) и Слова Ипполита об антихристе (ГИМ, Чуд. собр., № 12), также относя их к числу ростовских рукописей начала XIII в. Однако, по мнению современных исследователей, написанные в начале XIII в. в Ростове рукописи не обязательно связывать именно с библиотекой К.

Лит.: Филарет. Обзор, с. 56; Соболевский А. И. 1) Остатки библиотеки XIII в. — Библиограф, 1889, № 6—7, с. 144—145; 2) Остаток библиотеки XIII в. — В кн.: Соболевский А. И. Материалы и исслед. в области слав. филологии и археология. — СОРЯС, т. 88, № 3, СПб., 1910, с. 205—207; Голышенко В. С. К гипотезе о ростовской библиотеке XIII в. — В кн.: Исследования по лингвистическому источниковедению. М., 1963, с. 45—64; Князевская О. А. О ростовских рукописях начала XIII в. — В кн.: Проблемы истории и диалектологии славянских языков: Сб. статей к 70-летию В. И. Борковского. М., 1971, с. 145—152; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — нач. XV в. М., 1980, с. 22—29.

О. В. Творогов