Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати») — одно из программных произведений владимирской литературы 60-х гг. XII в., отразившее создание сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси.
Согласно С., победа в день 1 августа сопутствует не только воинам Андрея Юрьевича Боголюбского, но и Мануилу Комнину в походе против сарацын, причем владимирский князь и византийский император показаны равными в славе и достоинстве. На С. повлияло переводное «Слово о явлении честного креста и о победе». Явлению «божественного луча огнена» Андрею Боголюбскому и его полку в сцене битвы 1164 г. с волжскими болгарами прямую параллель составляет видение лабарума — «божественной победы» — римскому императору Константину перед битвой при Сакса Рубра. Текст благодарственного моления Андрея за победу в походе близко повторяет этикетное моление Владимира I в Повести временных лет под 996 г. В отличие от «Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский) С. приписывает учреждение нового церковно-государственного праздника Владимирской Руси не только лично князю Андрею Боголюбскому, но и византийским иерархам — императору Мануилу, патриарху Луке, а также грекам — киевскому митрополиту Константину и ростовскому епископу Нестору.
С. дошло в трех редакциях и более чем в 30 списках. Из них наиболее ранние — в пергаменных списках Пролога: ГПБ, собр. ПДА, А1/264, XIV—XV вв. и ГБЛ, собр. Рогож. кладб., № 511, XIV—XV вв. Первая, основная редакция С. имеет 4 варианта. Варианты 1 и 2 имеют различные продолжения основного текста С.: 1) описание храмового праздника 1 августа (см. списки: ГПБ, F.I, 257, XVI в.; ГБЛ, собр. Рогож. кладб., № 560, XVI в.; Калининский гос. обл. арх., № 1153, XVI в.); 2) особое Установление о постах на праздник 1 августа (см. списки: ГПБ, собр. ПДА, А1/264; ГБЛ, собр. Большакова, № 195). Вариант 1 принадлежит, по-видимому, епископу Феодору (ум. 1169 г.), который боролся вместе с Андреем Боголюбским за автокефалию владимирской кафедры; вариант 2, по-видимому, редактировал епископ грек Леон, выступавший в Ростове против автокефальных притязаний Владимира (нач. 1170-х гг.). В варианте 3, опубликованном В. О. Ключевским в 1878 г. вместе со Сказанием о чудесах Владимирской иконы богоматери, продолжения основного текста сняты, а в конце добавлен молитвенный текст, который Н. Н. Воронин приписывал Андрею Боголюбскому. Вариант 4 содержит основной текст С. без продолжений и дополнений (списки: ГБЛ, собр. Рогожского кладб., № 511; ГБЛ, собр. Егорова, № 637).
Вторая редакция С. — краткая летописная. Она читается в составе Летописи Лаврентьевской и опубликована В. О. Ключевским по списку Минеи. Редакция трактует победу 1164 г. над волжскими болгарами как новое чудо Владимирской иконы богоматери. По мнению Б. А. Рыбакова, она датируется началом 70-х гг. XII в. (см.: Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 110, примеч. 47).
Третья редакция С. представляет собой соединение текста 4 вар. 1-й редакции со «Словом великого князя Андрея Боголюбского о милости божией». Возникла она не ранее кон. XIII — нач. XIV в. Опубликована И. Е. Забелиным в 1895 г. В печатном Прологе на 1 августа помещен текст «Сказания», близкий к 1-му варианту 1-й редакции.
С. существенно переосмысливает фабульное ядро воинской повести, изображая поход Андрея Боголюбского с литературно-публицистических и государственно-идеологических позиций, и принадлежит к жанрам историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в.
Изд.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878, с. 21—28 (изд. ОЛДП, № 30); Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. — Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2—3, с. 45—46; Лаврентьевская летопись. — ПСРЛ, т. 1. М., 1962, стб. 352—353; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90—91.
Лит.: Голубинский. История церкви, т. 1, ч. 2, с. 409—410; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960, с. 243—249; Воронин Н. Н. 1) Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: (Из истории русско-византийских отношений XII в.). — ВВ, 1962, т. 21, с. 29—50; 2) Сказание о победе 1164 г. над болгарами и празднике Спаса. — В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 88—92; Филипповский Г. Ю. 1) Художественно-документальные жанры владимирской литературы 60-х гг. XII в. — Вестн. МГУ, Филол., 1979, № 4, с. 37—44; 2) Жанры историко-легендарного повествования владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. канд. дис. М., 1979.
Г. Ю. Филипповский