ПОСОШКОВ Иван Тихонович

ПОСОШКОВ Иван Тихонович [1653(?), с. Покровское-Рубцово под Москвой — 1 (12) II 1726, Петербург; похоронен на Сампсониевском кладбище]. Принадлежал к семье потомственных ювелиров (серебреников), работавших для Оружейной палаты; в детстве обучился разнообразным ремеслам. В 1692 П. переехал в Москву, выкупив из залога дом своего деда (по материнской линии) за р. Яузой. Здесь в 1693—1694 он участвует в постройке Андреевского монастыря; сближается со старцем Авраамием. По его поручению П. изготовил модель станка для чеканки монеты, предназначенную для поднесения Петру I. Примерно к этому же времени относится первое известное произведение П. «Денежное письмо». В 1696 П. был арестован по делу Авраамия, но сумел доказать, будто он «никаких слов, что в тетрадях написано, не говорил», и был освобожден. В 1697 П. поступил на службу в Оружейную палату при денежном деле. В 1700 он изобрел способ чеканки круглых медных денег и был назначен «уставным денежного дела мастером». В 1704 пытался наладить при поддержке А. П. Курбатова производство игральных карт. Вскоре П. поступил на казенную службу «водочным мастером» (до 1707 в Москве, а с 1710 — в Новгороде) и в течение 16 лет занимался винокурением и мелкой торговлей, заслужив славу честного прибыльщика. В 1717 купил в Петербурге дом, затем приобрел деревни с крестьянами (всего ок. 70 душ) в Новгородской и Тверской губ., в 1721—1722 — два двора в самом Новгороде. В 1719 П. подал прошение Д. М. Голицыну о дозволении построить винокуренный завод, который и завел в Лихвинском у. Калужской губ. В 1725 П. подал в Мануфактур-коллегию прошение о разрешении «завести ему полотняную фабрику». Приехав по этому делу в Петербург, П. 26 авг. 1725 был арестован и отвезен в Тайную канцелярию; при аресте была изъята его переписка. П. обвинялся в «важной криминальной вине», по всей видимости связанной с поданной им Петру I в авг. 1724 «Книгой о скудости и богатстве». Умер под арестом, не дождавшись суда.

П. остро ощущал необходимость преобразований в России и стремился им способствовать. В 1700 после поражений рус. армии в начавшейся Сев. войне он изобретает «огнестрельные рогатки», одобренные Петром I (П. несколько раз встречался с ним); поданная в 1701 через Ф. А. Головина модель «рогаток» вместе с письмом «О ратном поведении» (1-я неполная ред. — 1700, 2-я — 1701) оказалась уже устаревшей. В 1701 П. объявляет Б. А. Голицыну о найденном им серном прииске. К нач. 1700-х гг. относится и замысел «Книги о скудости и богатстве» (фрагмент «Аще кто восхощет...»).

Вероятно, несколько позднее, но еще в московский период, П. погружается в исследование вопроса об истинном православии (сам он, как признается, «изначала хромал недугом раскольничи болезни»; его сестра и ее семья были ярыми приверженцами старой веры). П. специально посещает «раскольничьи сонмища», желая лучше вникнуть «прелести» раскола, одновременно он сверяет новопечатные книги с древними рукописями в патриаршем книгохранилище и на Печатном дворе. Результатом изысканий стала книга «Зеркало очевидное <...> на суемудрия раскольнича...», написанная на церковнослав. языке. Страстность и резкость тона в обличении старообрядчества, обилие цитат из Писания и отцов церкви (очевидно внимание П. к книгам, особо чтимым старообрядцами) в сочетании с яркими описаниями быта и нравов старообрядцев в народном стиле, с пословицами сделали эту книгу заметной. Справщики Печатного двора в нач. 1709 послали ее (без имени) Димитрию Ростовскому. Митрополит оставил на рукописи два хвалебных четверостишия и просил сообщить ему, «кто писа столь то дивно», считая при этом, что книгу необходимо «местами поисправити и поочистити». В подготовленной митрополитом сокращенной редакции под назв. «Зеркало безыменного творца, на раскольников обличение» была опущена часть, направленная против протестантизма.

В 1704—1710-х гг. П. направляет три послания Стефану Яворскому, в которых жалуется на невежество православных священников и их паствы, прося составить и распространить «малые книжицы», излагавшие начала веры, и предлагая устроить для подготовки духовенства «академию великую и училища». Не получив ответа, П. пишет «Завещание отеческое к сыну своему, со нравоучением, за подтверждением Божественных писаний» (закончил ок. 1720), к которому прилагает алфавитный указатель библейских изречений. В «Завещании...» П. излагает правила христианской жизни для всякого чина и возраста, беря за основу полумонашеский устав. Большое место в книге уделено порицанию современного П. «роскошного, легкостного и сладостного жития», изображенного автором живо и красочно (благодаря этому «Завещание...» — ценный источник для истории быта рубежа веков). Значительная часть «Завещания...» направлена на борьбу с лютеранством, в которое, по мнению П., «ныне мнози из русского народа <...> начинают склонятися».

Ок. 1721 П. принялся за создание «Книги о скудости и богатстве», предназначавшейся для Петра I. К написанию его побудила «презельная горячность» к благу России и вера, что в Петре I он найдет «явного правдолюбца». П. лишь просил государя не открывать его имени, «ибо сильные люди не попустят» критики. Показывая, «что несть в нас целости от главы, даже и до ногу, и живем мы всем окрестным государствам в смех и в поношение», П. предлагает меры для истребления «неправды и неисправностей» в суде и управлении, в торговле и промышленности, в финансах, полиции, армии, церкви. Книга объединяет проекты, вынашиваемые П. с нач. 1700-х гг. По этой причине предложения П. носят архаический характер, отражающий состояние гражданского общества самого начального периода преобразований Петра I. Предложения П. сочетают в себе прожектерство с соображениями, основанными на богатом опыте прибыльщика и здравом смысле. Он находил необходимым отделение крестьянских земель от помещичьих, точное определение размеров крестьянских повинностей, обязательное обучение грамоте всего населения страны, в т. ч. и крестьян. В своем понимании права П. опирался на Уложение 1649, советуя его усовершенствовать в духе соседних государств — Германии и Турции (о которых знал понаслышке). Для этого он предлагал созвать некую Комиссию. «Книга о скудости и богатстве», оставшись в рукописи, не получила широкого распространения. Однако отзвуки соображений П. о помещичьем и крестьянском землевладении можно найти в речах депутатов Комиссии нового Уложения (Г. Коробьин и др.). Один из списков книги принадлежал М. В. Ломоносову (копию с него он подарил в  1752 Б-ке Академии наук). Можно провести некоторые параллели между мыслями П. и тематикой «письма» «О размножении и сохранении русского народа» Ломоносова.

Сочувственно относясь к преобразовательной деятельности Петра I, П. сомневается в успехе его реформ, т. к. их «одолевает древностная неправда». По своим взглядам П. принадлежал к кругу «московских прогрессистов», стремившихся сочетать церковное мировоззрение с требованиями прогресса и поддерживавших петровские преобразования. В ряду др. проектов частных лиц книга П. отличается богатством содержания, оригинальностью теоретических рассуждений и литературным талантом.

Лит.: Карнович Е. Крестьяне и помещики по идеям Ивана Посошкова, рус. мыслителя в нач. XVIII в. // Совр. 1858. № 10; Царевский А. А. Посошков и его соч. М., 1883; Павлов-Сильванский Н. П.: 1) Проекты реформ в зап. современников. СПб., 1897; 2) И. Т. Посошков // Соч. СПб., 1910. Т. 2; Беляев И. С. Крестьянин-писатель XVIII в. И. Т. Посошков: Его жизнь и деятельность. М., 1902; Кизеветтер А. А. Книга о скудости и богатстве. М., 1911; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М., 1951; Цыпкин Д. О. К вопр. о тестологическом изучении «Книги о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова // XVIII век. Л., 1986. Сб. 15.

Н. Ю. Алексеева, Г. Н. Моисеева