ПÉТРОВИЧ Марк

ПÉТРОВИЧ Марк (в монашестве — Макарий) [1733, Тамесваре, Венгрия — 23 XII 1765 (3 I 1766), Тверь]. Родом серб. В 1750 через Польшу приехал в Киев, где обучался в Киево-Могилянской академии. В 1751 переехал в Москву и продолжил образование в Славяно-греко-лат. академии. Полный курс окончил в 1758, принял монашество и был оставлен в академии учителем риторики (1758—1759); затем был проповедником (1759—1761); в 1761—1763 — префект и учитель философии. От этого времени сохранились курсы читанных им лекций по логике («Логика феоретическая», 1763; изд. 1778) и догматике («Вечное согласие», 1762; «Церкви восточной православное учение», 1763; изд. 1778). Логику и богословие П. начал впервые читать на рус. языке, одновременно создавая рус. научную терминологию.

В 1763, огорченный тем, что его не назначили ректором академии, сослался на слабое здоровье и попросил перевода в Тверь, куда его приглашал архиепископ Гавриил Петров, с которым П. сдружился еще в академии и одновременно принимал монашество. В кон. 1763 или нач. 1764 П. был поставлен архимандритом Желтикова монастыря и назначен ректором Тверской дух. семинарии, в которой читал богословие. Один из слушателей (А. Протопопов) изложил его курс догматического богословия в стихах (1765; РНБ, собр. СПб. дух. академии, № 88). В окт. 1765 здоровье П. ухудшилось, он заболел скоротечной чахоткой и через два месяца скончался.

В Твери П. много времени уделял устройству монастыря и занимался его историей. Результатом этих занятий были компилятивные жития св. Арсения, епископа Тверского (1764; изд. 1768) и кн. Михаила Тверского (1765; изд. 1798), при которых был основан монастырь. Н. М. Карамзин, которому была известна только рукопись жития кн. Михаила Тверского, несколько раз цитирует ее в «Истории государства Российского» (Т. 4), отмечая «многие изобретения» (вымыслы) автора. В проповедях П., которые собраны в «Собрании всех сочинений» П. (1786. Ч. 2—3), современники ценили чистоту рус. языка. Среди нравоучительных проповедей две посвящены Елизавете Петровне и Екатерине II (все проповеди в издании ошибочно датированы 1780-ми гг.).

В 1764—1765 П. вел дневник «Книгу памяти», из которого видно, что кроме Гавриила Петрова он поддерживал дружеские отношения с Георгием Конисским и, очевидно, был знаком с А. П. Сумароковым.

Основные произведения П. неоднократно переиздавались в ХVIII—XIX вв.; неизданные хранятся в РНБ (собр. СПб. дух. академии, № 66, 67, 206).

Лит.: Колосов В. «Книга памяти» Тверской семинарии ректора, Желтикова м-ря архим. Макария // Тверские епарх. вед. 1881. № 1881. № 17, 18, 20; Р-кий А. Мат-лы к истории дух. просв. в России XVIII в // Странник. 1892. № 3—4; Желтиковский м-рь в Твери. М., 1899; Зубов В. П. Рус. рукоп. учебник по логике сер. XVIII в. // Вопр. философии. 1956. № 4; Гаврюшин Н. К. «Риторика» М. В. Ломоносова и «Логика» Макария Петровича // Памятники науки и техники. 1985. М., 1986.

С. И. Николаев