ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович [ок. 1740, Нежин — 15 (26) VI 1789, Москва]. Происходил из мещанского сословия. Первоначальное образование получил в Троицкой дух. семинарии, с 1759 обучался в гимназии при Моск. ун-те, с 1760 — студент. С 1761 по 1767 вместе с И. А. Третьяковым изучал в университете Глазго математику, медицину и с особым старанием и интересом юриспруденцию. Особое влияние на мировоззрение Д. оказали лекции А. Смита по «нравственной философи», благодаря которым Д. усвоил зачатки историко-сравнительного метода в юриспруденции. В 1765 Д. получил звание магистра, а в 1767 был удостоен степени доктора гражданского и церковного права.

По возвращении в Россию Д. начал читать в Мосн. ун-те римское право применительно к рус. праву, вначале на лат., а с 1768 на рус. языке. С 1768 по 1787 Д. занимал пост профессора юриспруденции; кроме того, в 1783—1786 он преподавал англ. язык. Использование рус. языка в университетском преподавании является большой заслугой Д. В отставку вышел по болезни.

Д. как писатель известен гл. о. речами, написанными для торжественных университетских актов. Всего им было произнесено в период с 1768 по 1781 восемь речей (изд. отд.; переизд. в кн.: Речи, произнесенные в торжественных собраниях имп. Моск. ун-та рус. профессорами оного. М., 1819, ч. 1), в которых особенно интересны попытки построить историческую концепцию развития человечества. Согласно Д., человечество прошло четыре стадии («состояния»: «первоначальное», когда люди жили «ловлею зверей» и питались «плодами саморождающимися», т. е. теми, которые доставляли им охота и собирательство; «пастушеское», или «скотоводческое»; «хлебопашественное», т. е. земледельческое, и «коммерческое» (современное). Этим четырем стадиям соответствуют различные формы собственности, брака, различное сословное деление общества и различные религиозные и юридические представления. Основа собственности – труд, который сам претерпевает некоторые изменения в ходе социально-исторического развития; так, на коммерческой стадии появляется разделение труда. Эти ранние проявления историзма у Д. еще не нарушают цельную концепцию естественного права, хотя безусловно подготавливают ее отмену. Они замечательны прежде всего кaк первое в России отражение теории А. Смита. Для уяснения просветительской позиции Д. интересны также его предисловие к «Наставнику земледельческому» Т. Боудена (1780) и примечания и переведенным им «Истолкования аглинских законов» У. Блекстона (1780—1782, т. 1—3). Перевод сочинения У. Блэкстона положительно оценен А. Н. Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву» (гл. «Подберезье»): «Не худо бы было заставлять судей наших иметь сию книгу вместо святцев…». Составленное Д. «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768; опубл. в 1905) получило отражение в «Наказе» Екатерины II (прил. 2). Ораторские речи Д. представляют собою дальнейшее развитие традиций духовной проповеди 1740-х гг. с учетом достижений М. В. Ломоносова и академического красноречия. Языковая церковнослав. архаика является у Д. основным средством выразительности; слав. и высокой книжной лексикой особенно насыщены вступления и заключения его речей. Вместе с тем речи Д. не тяжеловесны и даже не лишены гармонии изящества. Они положили нач. целой стилистической традиции, отразившейся в конечном счете в языке Радищева.

С 1783 Д. — один из первых членов Рос. Академии; делал выборки из древнерус. юридических памятнинов для академического «Словаря».

Лит.: Калмыков В. С. Е. Десницкий. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Дабелов – Дядьковский» (1905); Пенчко. Документы, т. 1 (1960); Браун А. С. Е. Десницкий и И. А. Третьянов в Глазговском ун-те. — Вестн. МГУ. Сер. 8, История, 1969, № 4; Gross АС. «Ву the Banks of the Thames»: Russians in Еightеепth-Сепtuгу Britain. Newtonville, 1980.

АААлексеев