ПЕРЕПЕЧИН Александр Иванович

ПЕРЕПЕЧИН Александр Иванович [1745 — VIII 1801]. Родился в дворянской семье. В 1755 поступил в гимназию для дворян при Моск. ун-те, где обучался «на своем содержании разным языкам и математике». С июня 1757 был записан в армию и, оставаясь в гимназии, к 1760 получил чин подпоручика. К 1760 относятся сведения, что П. «обучался французскому и латинскому с большим прилежанием» (Пенчко. Документы. Т. 1 (1960). С. 162—163). В 1760—1764 П. был студентом университета. Здесь он примкнул к группе литераторов, объединившихся вокруг М. М. Хераскова и журналов, которые выходили при университете. Влияние литературной школы Хераскова обнаруживают стихотворения П. «Ода духовная» и «Молитва», опубликованные в журнале В. Д. Санковского «Доброе намерение» (1764. Окт.; Дек.) и относящиеся к нравоучительной «философической» лирике. П. выступает в них с проповедью заступничества за «несчастных» и наказания «злодеев».

По окончании курса П. остался при университете в должности «смотрителя над пансионерами». По предложению генерал-прокурора А. А. Вяземского определен в 1767 в Комиссию нового Уложения, откуда вернулся на прежнее место службы в янв. 1768. Для торжественного собрания в университете по случаю очередной годовщины восшествия на престол Екатерины II П. написал кантату, насыщенную панегирической риторической топикой: музы на Парнасе прославляют «Росскую Палладу» и воссиявший «золотой век» (Моск. вед. 1773. № 55. Приб.). В февр. 1777 П. был произведен в кол. асессоры. В 1780 он был уже членом канцелярии Моск. ун-та и в этой должности состоял до конца своей службы, исполняя некоторое время и обязанности цензора книг, печатавшихся в Унив. типографии. В служебной карьере он пользовался покровительством М. М. Хераскова (РГАДА, ф. 286, № 643, л. 81; № 667, л. 631, 667). Ок. 1796 П. вышел в отставку по болезни с чином ст. советника.

Основные жанры поэзии П. — похвальные оды, эпистолы, песни, приуроченные, гл. о., к событиям придворной жизни: дням коронации, тезоименитствам, бракосочетаниям и т. п. В честь будущего императора Александра I П. написал «Стихи на первое пришествие» его в Москву (1787) и «Сердечное чувствие <. . .> Екатерине П. . .» по случаю его бракосочетания (1793). На риторическом развертывании введенной в рус. панегирическую традицию еще Симеоном Полоцким метафоры «монарх — солнце, свет» построено стихотворение «Чувственный памятник Екатерине II за оказанную высочайшую милость ее величества, которую счастие имел получить из Твери 7 июля 1787 года. . .» (1787). Поводом к написанию стихотворения послужило награждение П. очередным чином. Есть предположение, что в «Стихах от де Мазюра к И. И. Дмитриеву» Н. М. Карамзин, высмеивая высокопарный стиль в поэзии, имел в виду и стихи П.

Произведения П. печатались и отдельными изданиями, и в составе двух его сборников: «Стихотворении 1787 года» (1787) и «Стихотворении 1788 года» (1789). Почти все стихотворения, включенные в последний сборник, носят название «песен»: «Песнь Российская весна», «Песнь Новая весеннее торжество на <. . .> рождение <. . .> Екатерине Павловне. . .», «Песнь на взятие Очакова». Произведения эти близки по своему идейному заданию к жанру похвальной оды. П. прославляет в них Екатерину II и Г. А. Потемкина, используя темы, образы, ритмику народных песен. «Песни» отличаются строфическим разнообразием, некоторые из них имеют рефрен. Если оды П. писал шестистопным ямбом, то «Песни» — четырехстопным хореем. С любовными элегиями и лирическими стихами П. выступил в 1794—1795 в журнале «Приятное и полезное» (подп. — «А... П...нъ»): «Воспоминания» (Ч. 1), «Единственное утешение» (Ч. 2), «К Лизе», «Песня из Леонарда», «Еще две песни», «Счастие», «Разлука» (Ч. 3), «Бедная птичка» (Ч. 6) и др. П. приписывается также духовная ода «Песнь всемогущему» (Ч. 20).

Лит.: Венгеров. Рус. поэзия. Т. 1, вып. 7 (1901); Модзалевский Б. Л. Перепечин А. И. // Рус. биогр. словарь. Т. «Павел, преподобный — Петр (Илейка)» (1902); Арзуманова М. А. Рус. сентиментализм в критике 90-х гг. XVIII в. // XVIII век. М.; Л., 1964. Сб. 6.

Л. И. Сазонова