БОГДАНОВ Петр Иванович [1776—1816]. Сын московского дьякона, в дальнейшем добровольно отказавшегося от священства. Старший брат Б., Василий Иванович, был священником и законоучителем в Моск. благор. пансионе. Б. окончил Славяно-греко-лат. академию, затем учился в Мед.-хирургической академии. С нач. XIX в. преподавал словесность, логику и риторику в Моск. благор. пансионе. Кроме того, Б. давал уроки словесности в частных домах: девицам Скульским, графиням Гудович, Баташевой. В 1807 он получил степень магистра философии.
Наиболее тесно Б. был связан с 3. А. Буринским, Н. И. Гнедичем, С. П. Жихаревым, наставником которого был и с которым в 1805—1807 жил под одной крышей. После переезда Жихарева в Петербург переписывался с ним и, продолжая жить в его семье, давал уроки его сестрам.
Ранние стихи Б., вышедшие в виде листовок, написаны в традициях Г. Р. Державина и посвящены А. М. Голицыну: «Имн его сиятельству <…> в день его рождения 1798 года ноября 6 дня» (1798) и «Ода на открытие в Москве Голицынской больницы» (СПб., 1801). Перевод поэмы А. Галлера «О происхождении зла» (1798) Б. также посвятил А. М. Голицыну. Ранее эту поэму перевел прозой Н. М. Карамзин (1786). В поэме описан бунт Люцифера; одна из основных ее мыслей — об изначальной греховности человека — полемически направлена против просветительских представлений («Лапландцы, что средь гор ледяных обитают, Усердные рабы пороков также суть»). Б. перевел поэму шестистопным ямбом; в стилистике, особенно в описаниях пейзажа, несомненны преромантические веяния.
Жихарев скептически оценил оду «Гений», которая была написана Б. по заказу попечителя пансиона А. А. Прокоповича-Антонского и прочитана на торжественном акте в пансионе 23 дек. 1805 (см.: Моск. вед., 1805, 27 дек., № 103). Этот же мемуарист упоминает и др. произведения Б., в частности неизданную «Пиитику» и «Оду на Новый год по случаю Пултусской победы» (Моск. вед., 1807, 1 янв., № 1).
В 1806 Б. издал «Краткую логику для юношества, обучающегося в Моск. пансионе» (посв. М. Н. Муравьеву). Некоторые положения ее восходят, очевидно, к «Логике» Э.-Б. Кондильяка (рец. см.: Моск учебн. вед., 1807, 13 апр., № 15).
Статья Б. «Краткое обозрение следов всемирной истории» (Друг юношества, 1809, № 2) посвящена вопросу об источниках исторического знания и их достоверности; в ней подчеркивается роль философии в изучении истории. Судя по этой статье, Б. хорошо знал исторические труды фр. просветителей.
Лит.: Жихарев. Зап. (1955).
И. Ю. Фоменко