КОНИССКИЙ Григорий Осипович

КОНИССКИЙ Григорий (Георгий) Осипович [20 (31) IX 1717, Нежин — 13 (24) II 1795, Могилев; похоронен в Спасском соборе]. Родился в семье бургомистра; прадед, Еремей Касьянович, получил звание «шляхетного» в 1659 от пол. короля Яна Казимира. С 1728 по 1743 учился в Киево-Могилянской академии: философии — у Сильвестра Кулябки, греч., евр. и нем. языкам — у Симона Тодорского. 11 авг. 1744 принял монашество. С 1754 по 1755 преподавал в академии поэтику, философию (с 1747), богословие (с 1751); с 1747 — префект, а с 1751 — ректор академии. В 1752 К. был назначен архимандритом Киево-Братского Богоявленского монастыря. По свидетельству современников, он показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем» и в академии «учредил лучший порядок в преподавании наук». 20 авг. 1755 в Киево-Софийском соборе К. был посвящен в сан епископа Белоруссии. В кон. 1755, когда К. переехал в Могилев, белорус. епархия находилась в запустении. К. обновил кафедральный Спасский собор, основал школу для «острейших детей» и устроил типографию. Он возглавил борьбу за национальное освобождение белорус. народа от гнета пол. шляхты и католического духовенства. В Петербурге, Москве, Варшаве и Могилеве К. произносил политические речи и проповеди, в которых, воздействуя на общественное мнение, защищал права православного населения Речи Посполитой и призывал белорусов и украинцев к ликвидации церковной унии и воссоединению с Россией. Враги-униаты дважды покушались на жизнь К.: в 1759 в Орше, в Кутеинском монастыре, и в 1760 в Могилеве, в архиерейском доме. К. твердо верил, что белорус, «малая ладийца» доплывет до общерус. великого корабля. В 1767 К. представил Комиссии по определению государственных прав римских христиан и диссидентов доклад на пол. языке о правах и свободах православного населения Речи Посполитой (Варшава, 1767). После того как в 1768 Россия добилась уравнения прав православных с католиками в Польше, К. был назначен членом смешанного суда для решения спорных вопросов между православными и униатами. После присоединения Белоруссии к России К. заботился об искоренении остатков католичества в Белоруссии, обеспечив переход в православие за 1781—1783 112000 человек. К. добился учреждения в г. Слуцке православной епархии. Для находящихся в пол. подданстве белорусов. В 1780 в Могилеве был заложен кафедральный собор Иосифа Обручника и открыта семинария. В 1783 К. был возведен в сан архиепископа Белоруссии и избран членом Синода.

К. — педагог, политический и церковный оратор, стихотворец драматург и историк. В прочитанном К. курсе лекций по поэтике oтдельные положения курса иллюстрированы собственными поэтическими произведениями К., имеется раздел, посвященный укр. стихосложению. В 1786 К. издал в Могилеве курс лекций по поэтике Феофана Прокоповича на лат. языке. Одно из первых публичных ораторских выступлений К. — «Слово при пострижении в монашество» (11 авг. 1744; рукопись — ЦНБ АН Украины). Расцвет ораторского искусства К. приходится на 1760—1780-е гг. Ранние проповеди вошли в книгу К. «Собрание поучительных слов» (Могилев, 1761). Наиболее яркие выступления его следующие: речь 29 сент. 1762 на коронации Екатерины II в Москве, в которой К. выражал надежду на избавление белорус. народа, страждущего под игом пол. шляхты; речь на лат. языке 27 дек. 1765 перед пол. королем Станиславом Понятовским в Варшаве, в которой К. описал страдания православного населения в Белоруссии; речь 21 апр. 1767 в Вильно на день рождения Екатерины II; речь 10 марта 1773 перед Екатериной II в Петербурге. Образцовой приветственной речью считалось слово на прибытие Екатерины II в г. Мстислав от 19 янв. 1787. Известны его проповеди и поучения на дни церковных праздников (всего — до 80). А. П. Сумароков, а впосл. Пушкин ценили проповеди К. Пушкин писал, что они «просты и даже несколько грубы как поучения старцев первоначальных, но их искренность увлекательна» (Совр. 1836. Кн. 1). В отдельных проповедях К. выступает защитником обиженных и угнетенных с позиции церкви, иногда поднимаясь до критики отдельных пороков существующего строя.

К. писал вирши, перелагал псалмы, сочинял стихотворные надписи к иконам и портретам, а также эпитафии.

К. написана школьная драма «Воскресение мертвых» (1746).

Как историку К. принадлежат «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с римской церковью» (Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1847. № 8), «Историческое известие о епархии могилевской» (изд. В. Г. Рубаном в «Любопытном месяцеслове», 1776), «слово» «О бывших гонениях», 12 писем к Екатерине II и членам ее правительства о состоянии дел в Белоруссии, а также записки о могилевской семинарии (1793) и мн. др.сочинения.

В сотрудничестве с епископом Смоленским Парфением Сопковским К. составил книгу «О должностях пресвитеров приходских» (1776; переизд., начиная с 1777), которая в сер. XIX в. была переведена на англ. язык.

Лит.: Малиновский В. Проповедническая деятельность Георгия Конисского // Руководство для сел. пастырей. 1871. № 25—29; Георгий Конисский, архиеп. Белоруссии: Биогр. очерк и обозрение его сочинений Василия Димского // Орловские епарх. вед. 1881. № 1—3, 6, 7, 9. 10, 12, 14, 16; Колосов Н. А. Георгий Конисский, архиеп. белорус. М., 1895; Ливотов Е. Георгий Конисский, архиеп. белорус. // Рус. обозр. 1895. № 3—5; Сребницкий И. А. К биографии Г. Конисского // Сб. ист.-филол. о-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Киев, 1896. Т. 1; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв.: Киевская искусственная лит. XVII—XVIII вв., преимущественно драматическая. Киев, 1911; Протасевич В. И. Соц.-полит. и филос. взгляды Конисского // Из истории филос. и обществ.-полит. мысли Белоруссии. Минск, 1962; Кашуба М. В.: 1) Филосрфiя в Киево-Могилянскiй академii: Георгiй Кониський // Фiлософська думка. 1969. № 2; 2) Философский курс Георгия Конисского: (Из истории филос. мысли на Украине в первой пол. XVIII в.): Автореф. дис… канд. филос. наук. Киев, 1970.

Ю. К. Бегунов