КОЗАЧИНСКИЙ Мануил Иванович

КОЗАЧИНСКИЙ Мануил Иванович (в монашестве — Михаил) [1699, Ямполь — VIII 1755, Слуцк]. Родился в семье пол. шляхтича, образование получил в Киево-Могилянской академии. 9 дек. 1718 выступил в моск. Славяно-греко-лат. академии на диспуте в присутствии Гедеона Вишневского с тезисами на тему «Organum Aristotelis tia ratо nomini», a 12 июля 1733 в Киево-Могилянской академии с защитой «Theses ex universa theologia». В 1733 архиепископ Киевский Рафаил Заборовский в ответ на просьбу митрополита Сербского Викентия Ивановича послал в Сербию шесть воспитанников Киево-Могилянской академии, в т. ч. К. Последний вскоре стал префектом и переводчиком училища в Сремских Карловцах. В 1736 К. был рукоположен епископом Симеоном Филиповичем в священники и получил назначение ректором всех школ Белградско-Карловацкой митрополии. До весны 1737 он преподавал поэтику и риторику в Карловацком дух. уч-ще, а затем через Хорватию, Германию и Польшу возвратился на родину. Вскоре К. стал послушником Киево-Выдубицкого монастыря, а в 1739 принял монашество. С 1739 по 1744 был префектом, преподавателем философии и лат. языка, а также переводчиком Киево-Могилянской академии. По жалобе Варлаама Лащевского, поддержанной профессорами академии, Рафаил Заборовский вынужден был уволить К. из академии. В 1746 К. был назначен архимандритом Киево-Выдубицкого монастыря, в том же году переведен игуменом в Гадяцкий Красногорский монастырь; с кон. 1748 — архимандрит Слуцкого Троицкого (Тройчанского) монастыря, где и скончался.

К. известен как автор панегириков в стихах и прозе и школьных драм — продолжатель традиции, идущей от Феофана Прокоповича и Лаврентия Горки, а также как составитель курсов по философии, риторике и поэтике, тезисов философских диспутов и т. п. К числу ранних литературных опытов К. относится написанная им в Сербии в нач. 1736 на сюжет из серб. истории XIV в. тринадцатисложным силлабическим стихом на церковнослав. языке «Трагедия, сиречь печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении Сербского царства» (в 13-ти д.; с 2-мя антипрологами, прологом и эпилогом; пост. 15 авг. 1736 учениками Карловацкого дух. уч-ща; первонач. текст — в рукописи Матицы Сербской, Нови Сад; изд. (в сокр., без интермедий) в серб. пер. историка Ивана Райча в 1798 в Будапеште). Это типичная школьная драма, где господствует дидактически-моральная сторона, наряду с историческими лицами действуют аллегорические фигуры, речь персонажей абстрактна и высокопарна. Драма проникнута идеями просветительства и близка драматургии Ф. Прокоповича и Ф. Трофимовича.

К 1740 К. написал драму «Образ страстей мира сего» (в 3-х актах; рукопись — ЦНБ АН Украины, собр. Церк.-арх. музея Киевской дух. академии, № 174), относящуюся к типу моралите. Непостижимости и суете человеческого бытия противопоставляется вечная мудрость; тезис этот доказывается примерами из Библии; геральдические и генеалогические детали, Е также панегирик в акте 3 показывают, что школьная драма сочинена в честь Рафаила Заборовского.

Курсы по философии К. читал в Киевской дух. академии на лат языке (рукопись — ЦНБ АН Ук раины). Рус. перевод одного их них под загл. «Философия Аристотелева, по умствованию перипатетиков изданная», подготовленный К., был издан к приезду в Киев в 1744 императрицы Елизаветы Петровны и гр. А. Г. Разумовского с добавлением панегирического (и ложного) родословия Разумовских (Киев, 1745; Львов, 1755). К. написал силабическим леонинским стихом (а также на пол. и лат. языках) панегирик «Описание краткимы стихамы иллюминации на всерадостное пришествие Елизаветы Петровны в Киев» (М., 1744), состоящий из предисловия и четырех од, а также из виршевого «Журнала, или Описания лет и преславных побед императора Петра Великого».

Перу К., возможно, принадлежит и «Диалог двух студентов», произнесенный в присутствии Елизаветы Петровны 5 сент. 1744 (изд. под загл.: Августейшей, непобедимой императрице, ее священнейшему цесарскому величеству Елисавете Петровне, самодержице всероссийской <…> трегубым диалектом <…> сложенными рифмы приветствий и тыяжде всеподданнейше приносит православная Академия Киевская. Киев, 1744), а также поставленная студентами Киевской дух. академии в тот же день псевдоисторическая панегирическая драма «Благоутробие Марка Аврелия Антонина, кесаря римского» (в 3-х актах; с 4-мя интермедиями и эпилогом; изд. Киев, 1744; Львов, 1745), в которой изображается жизненный путь дочери Петра I.

К. — предполагаемый автор «Писания о значении знак и знамен» и тезисов философского диспута со стихотворным приветствием архимандриту Киево-Печерской лавры Тимофею Щербацкому (1741; рукопись — ЦНБ АН Украины, собр. Церк.-арх. музея Киевской дух. академии, № 477). Им же написаны стихи, предназначенные для триумфальной арки Киево-Печерского монастыря (На триумфальных киевопечерских воротах до ангела, держащего хартию, стихи <…> сложены от Академии Киевская, а корриговал иеромонах Михаил, Академии Киевския префект. Киев, 1744).

Между 1749 и 1755 в Слуцке К. написал рус. и пол. стихами «Повествование о страдании младенца Гавриила», а также «Чин призвания новому лету».

В Киево-Выдубицком монастыре хранился гравированный портрет К. с его гербом и с двенадцатью строфами автобиографических стихов.

Лит.: Голубев С. Две драматические пиесы прошлого столетия // Тр. Киевской дух. академии. 1877. № 9; Соболевский А. И. Неизв. драма М. Козачинского // Чтение в Ист. о-ве Нестора-летописца. 1901. Кн. 15. Вып. 2, 3; Гpyjuђ M. Српске школе (од 1718—1739): Прилог културной историj српскога народа. Београд, 1908; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв. Киев, 1911; Резанов В. I. Драма українська. Киев, 1926. Вып. 3; Маслов С. I. Мануїл (Миxaїл) Козачинський i його «Трагедия о смерти последнего царя сербского Уроша V-гo и о падении сербского царства» // Радянське лiтературознавство. 1958. № 4; Рогович М. Д., Нiчик В. М. Фiлософська думка в Киево-Могилянскiй академiї: Мануйло Казачинський // Фiлософська думка. Киев, 1969. № 1; Epчuђ В. Историjска драма у срба од 1736 до 1860. Београд, 1974.

Ю. К. Бегунов